четверг, 8 июля 2010 г.

В ПОИСКАХ ИДЕЙ ИЛЛЮЗИЯ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ

Сейчас биржи всего мира напря­женно следят за данными о по­треблении американцев. Ведь именно в США началась всемирная ре­цессия, и сейчас с крупнейшей экономи­кой связывают надежды на перезапуск всего механизма. Единственный эконо­мический показатель, который может внушить оптимизм, — это уровень сбе­режений американских домохозяйств (часть дохода работающих, которую не тратят, а откладывают). До кризиса сбережений практически ни у кого не было, но в последние два года доля сбережений стабильно росла и на мо­мент написания этой статьи в сред­нем составила около 4,8% от дохода. Экономисты и руководители предпри­ятий считают это хорошим предзна­менованием, хотя в краткосрочной

перспективе рост накоплений снижает уровень потребления. Похожие слова я слышу от своих знакомых — топ-менеджеров как частных, так и пуб­личных компаний. Неплохо было бы, если бы уровень сбережений держался в диапазоне 6—8%. Допустим, потре­бители не вернутся к своей прежней привычке: брать деньги взаймы и тут же тратить их на какие-то покупки.

Тогда в один прекрасный день они используют накопления для разного рода приобретений, и для бизнеса на­станет звездный час: компании смогут получить изрядную прибыль.

Но на самом деле рост сбережений свидетельствует совсем о другом. Не о восстановлении экономики, а скорее о затяжной болезни — лет на десять. Если учитывать, как именно государственная статистика подсчи­тывает уровень сбережений, то станет ясно: его рост совсем не означает, что денег у людей стало больше. На самом деле потребителям нужно выплачи­вать все увеличивающиеся кредиты в ситуации, когда занять уже негде. Все это не предвещает особого роста потребления.

Компаниям, которые рассчитывали на светлое будущее, стоит быстрее пересмотреть свои стратегии, чтобы адаптироваться к условиям экономи­ческого застоя.

Что снижает уровень сбережений.

Уровень сбережений — это один из тех показателей, которыми любят оперировать экономисты, потому что считают его признаком отложенного спроса.

История этого индикатора восходит к началу 1980-х. Тогда тремя «китами» экономики стали считать финансы, страхование и недвижимость и на­ступили два славных десятилетия снижения процентных ставок и роста стоимости активов. Целое поколение людей было воспитано в твердом убеждении: жилье и акции никогда не дешевеют. Тогда стоимость инвес­тиционных портфелей за год увели­чивалась в среднем более чем на 10%, а цены на недвижимость удваивались каждые шесть лет. В таких условиях откладывать 8% дохода казалось бес­смысленным. Люди привыкли много тратить и брать в долг немалые сум­мы. Львиная доля средств уходила на выплаты по ипотеке за непомерно дорогую недвижимость, а сбережения были практически на нуле.

Все было неплохо, пока не рухнула стоимость активов. Даже сейчас с тру­дом верится, что за два года, с конца 2007-го до конца 2009-го, стоимость финансовых активов сократилась на $6,3 трлн., а недвижимости — более чем на $5 трлн. Распространенная иллюзия о том, что инфляция ак­тивов — это те же сбережения, но в другой форме, быстро испарилась. Вместе с этим исчезли миллионы рабочих мест и та часть экономики, которую поддерживал рост долга частных лиц и компаний. Когда люди перестали брать кредиты и тратить, правительство США снизило процент­ные ставки и закачало в экономи­ку $1,6 триллиона за счет дефицита бюджета. Это стало началом Великой рецессии — именно она и привела к резкому увеличению уровня сбере­жений, которое мы наблюдаем впер­вые, с тех самых пор, когда в эконо­мике стали господствовать финансы, страхование и недвижимость.

Шаг вперед, шаг назад

В действительности еще до того, как в 2008 — 2009 годах совокупная чистая стоимость их имущества потеряла це­лых $11 трлн., у домохозяйств уже были огромные долги. Сейчас они исполь­зуют свои сбережения, чтобы по ним расплатиться. Люди собирают деньги в кубышку или на банковский счет не для того, чтобы в один прекрасный день выйти на рынки и дать новый импульс к развитию экономики. По сути, они финансируют предыдущий кредитный бум, расплачиваясь за про­шлые ошибки планирования.

Рост уровня сбережений — всего лишь мираж, а нынешний кредитный кризис еще усугубляет ситуацию. Стало намного сложнее получать кредитные карты и автокредиты. Дан­ные Федеральной резервной систе­мы демонстрируют небывалую тен­денцию — сокращение этих видов потребительских (возобновляемых) кредитов в годовом исчислении.

И это впервые с 1969 года, то есть с тех пор как ведется статистика этого показателя.

clip_image002

Таким образом, американцы про­должают выплачивать свои долги и не могут запросто получать кредиты, как прежде. В результате статистика показывает рост доли накоплений, но эта цифра не отражает ситуации.

Банки могут вновь ввести более либеральную кредитную политику, и тогда люди смогут и дальше брать деньги и тратить. Но, чтобы от этого был хоть какой-то эффект, потреби­телям нужно очень разумно тратить деньги, которые они берут в кредит. Вполне возможно, что многие опять бросятся приобретать все, что хочется, и уровень задолженности по потреби­тельским кредитам вновь поднимет­ся, а уровень сбережений вернется к нижней отметке. По моему прогнозу, к концу 2010 года он опустится ниже 3%. Тогда малейшее снижение стоимости активов повлечет за собой долговую ловушку. И вслед за этим вновь начнет расти уровень сбережений, будет огра­ничено кредитование, а потом опять последуют либерализация кредитова­ния и снижение уровня сбережений. Восстановление будет состоять из серий новых стартов и остановок: многообе­щающий прогресс и периоды регресса будут сменять друг друга.

Возможно, Соединенные Штаты сле­дуют сценарию, по которым в свое время шла Япония. Эта страна горди­лась высоким уровнем сбережений, но затем во времена биржевого бума он упал. После коллапса, случивше­гося в 1990 году, уровень сбережений рос еще примерно в течение года. С тех пор Япония вступила в «потерян­ное десятилетие» и то выходит из ре­цессии, то вновь возвращается в нее.

Что же в итоге грозит американ­скому бизнесу? На внутреннем рынке появится много потребителей, не­способных покупать столько, сколько прежде. Они погрязнут в долгах и не смогут брать такие крупные кредиты под залог жилья, а высокие цены (например, на энергоресурсы), ко­торые форсировали нынешний фи­нансовый кризис, будут и дальше съедать значительную часть семейных бюджетов.

Надежда на реальное восстановле­ние экономики испарится. Рост кре­дитования приведет к сокращению сбережений, и весь цикл повторится снова. Если уровень сбережений не сможет долго оставаться высоким, чтобы люди выплачивали кредиты и откладывали деньги, то экономика, по мнению Грегори Брауна, «будет годами топтаться на одном месте».

Азартные игры способ накопить больше

Как в это ни сложно поверить, азарт может помочь отклады­вать деньги. Питер Туфано из Гарвардской школы бизнеса и Тим Флэк из фонда «Путь к мечте» совместно с восемью мичиганскими кредитными со­юзами запустили программу, которая дает обладателю сбе­регательного счета шанс вы­играть небольшой денежный приз, который разыгрывается каждый месяц. Чем больше человек сумеет скопить, тем выше его шанс. В конце года владелец одного из счетов получает $100 ООО. За первый год этого экспериментального проекта под названием «Копи и выигрывай» счета открыли 12 тысяч человек, а их общие накопления составили около $7 млн.

Туфано пока еще анализи­рует результаты, но он уверен, что в эти $7 млн., в среднем по

$583 на человека, входят сбе­режения и тех людей, которые без этой программы отложи­ли бы меньше или вообще ничего. Туфано с партнерами следят, чтобы программа не превратилась для людей в игровой наркотик.

Появятся ли аналогичные проекты в других штатах?

Пока неизвестно. Туфано неспроста запустил свою про­грамму именно с кредитным союзом, а не с банком. Дело в том, что американское законодательство запрещает банкам использовать «лоте­рейные сберегательные сче­та». И это несмотря на то, что, как отмечает Туфано, в других странах этот подход приме­няется уже, по меньшей мере, триста лет. Счета, для которых низкая процентная ставка компенсируется возможнос­тью выигрывать денежные

или вещевые призы, весьма распространены в Великобритании и во многих развивающихся странах. Исследования под­тверждают — это позволяет увеличивать сбережения.

Туфано разговаривал с представителями кредит­ных союзов и законодатель­ной власти других штатов. Все они проявляют немалый интерес к его проекту, ведь известно, что лотереями больше всего увлекаются семьи с низкими доходами. Именно им сложнее всего копить деньги. «Среднеста­тистическая американская семья тратит на лотерейные билеты $500 в год, — го­ворит Туфано. — Лотереи очень популярны, так что нужно только радоваться, что благодаря им люди смо­гут откладывать деньги».

clip_image004

Эрик Йенсен — основатель и президент компании itulip.com, занимающейся финансовым консалтингом. Автор книги «The Post-Catastrophe Economy», которая вскоре выйдет в свет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий