Отношения, царящие во многих организациях, не позволяют им достигать максимума производительности и препятствуют выходу на глобальный рынок. Эти отношения пронизаны привычным для россиян патернализмом; доверие и уважение к начальству отсутствуют, но большинство убеждено, что изменения могут идти только сверху, люди боятся высовываться, на всякий случай, ни во что не вмешиваются, стремятся ускользнуть от ответственности и от руководителей.
Такие отношения наносят компаниям огромный ущерб. Но стоит ли винить членов трудового коллектива в том, что они сознательно культивируют подобные способы взаимодействия? Я убежден, что, по большому счету, нет, ведь структура наших компаний воспроизводит, пусть и в смягченном виде, структуру общества, а модель, по которой строятся взаимоотношения начальников и подчиненных, — систему отношений между народом и властью.
Я бы назвал эту модель «зависимый человек и безответственная власть». Она характеризуется, прежде всего, зацикленностью народа на власти: мы внимательно следим за ее действиями и тщательно просчитываем свою ответную реакцию. Ощущая зависимость от власть имущих, мы в то же время пытаемся не попадаться им на глаза, избегать малейшего с ними соприкосновения. Отсутствие других, кроме власти, авторитетов и критическая дистанцированность от нее порождают убеждение в собственной беспомощности и невозможности на что-либо влиять. (Как показывают опросы «Левада-центра», только в кругу людей, с которыми нас связывают родственные узы, мы чувствуем, что хоть как-то контролируем ситуацию.) Вторая важная составляющая этой модели — очень низкий уровень доверия, в том числе к власти. (Опять же исключение делается только для семьи: около 75% жителей России утверждают, что никому нельзя доверять, кроме родственников.)
Сформировалась эта модель, по моим представлениям, в 30—50-е годы прошлого века — в сталинскую эпоху, когда сложилась система институтов советского общества. Ее ядро — силовые институты, породившие атмосферу зависимости, насилия, поднадзорное™, несамостоятельности, страха и оказавшие огромное влияние на сознание нескольких поколений людей. И хотя эта система со временем распалась и трансформировалась, оказалось, что у нее огромный потенциал регенерации: она до сих пор проявляется в наших привычках, характере, поведении. И поэтому такие ценности и установки, как взаимодействие, уважение, доверие, заинтересованность друг в друге, расчет на будущее, готовность отплатить услугой за услугу, отходят на второй план, уступая место категориям вроде польза — вред, сила — подчиненность.
Сами власти эту модель активно поддерживают. Их вполне устраивает, что народ смотрит на «правителей» снизу вверх и считает себя ни на что не годным и беспомощным. Таких людей не надо бояться, да и опасность обмануть их ожидания практически равна нулю: они ведь ничего не требуют от власти.
Но вернемся к компаниям. Описанная мною модель изолирует Россию и обрекает ее на существенное отставание по всем фронтам. Чтобы утвердиться на мировом рынке, организациям необходимо пересмотреть систему отношений в трудовых коллективах. Взаимодействие начальников и подчиненных должно было бы строиться по совершенно иному принципу. Во-первых, отношения должны быть договорными, то есть открытыми и кодифицированными — они будут гарантировать всем сотрудникам определенные права и возлагать на них конкретные обязанности. Во-вторых, они должны базироваться на доверии и ответственности. Эти два тесно связанных между собой понятия предусматривают обязательную смену ориентиров: руководителям и подчиненным придется перестать смотреть друг на друга с подозрением. Доверие подчиненных потребует от начальства ответственности, скажем, за организацию работы, за предоставление ресурсов, за поощрения. А доверие со стороны руководства — ответственности сотрудников за выполнение возложенных на них обязанностей.
Переход на новую, продуктивную модель взаимоотношений — процесс длительный и непростой. Но, если компаниям удастся его осуществить, они послужат примером для всего общества: новый тип поведения, который к тому же приносит пользу и прямую выгоду, люди смогут переносить и в другие сферы.
Борис Дубин — социолог, руководитель Отдела социально-политических исследований «Левада-центра».
Комментариев нет:
Отправить комментарий