воскресенье, 13 июня 2010 г.

РАБОТА КАК БОЛЕЗНЬ

Они трудолюбивые и целеустремленные, преуспевающие и обеспеченные. Они занимают хорошие должности в крупных компаниях. Им бы наслаждаться жизнью и радоваться каждому дню. Но есть ли у них для этого время и силы? О синдроме менеджера, сражающем управленцев, «НВR — Россия» рассказал врач психиатр-психотерапевт, доцент кафедры Института психоанализа, член Российского и Евро­пейского психотерапевтического общест­ва Владимир Файнзильберг.

Что такое синдром менеджера и чем он вызван?

Это комплекс заболеваний невротического плана, которые чаще всего поражают жителей мегаполисов; побочный эффект цивилизации, развития общества. Конечно, это не официальный диагноз — в международной класси­фикации болезней его пока нет. Это некий обобщающий термин «внутреннего пользования», им уже лет десять оперируют психологи и психотерапевты. И называется он так потому, что этими специфическими неврозами страда­ют в основном управленцы среднего звена. То есть люди, у которых есть и начальники, и подчиненные и которые, следовательно, подвергаются как бы двойному давлению: и сверху, и снизу. Как правило, это молодые люди 25—35 лет с хорошим образованием и достаточно высокой зарплатой. Чтобы не выпасть из обоймы, чтобы не лишиться работы, им приходится много трудиться, задерживаться допоздна в офисе, прихватывать свое личное время — и все равно они хронически что-то не успевают и да­же дома не могут отключиться от работы; и все равно их не оставляет страх потерять место. Ну и конечно, они в значительной степени зависят от ситуации на финансовом рынке. Из-за этого они пребывают в посто­янном напряжении — физическом, психическом, психологическом.

Каковы симптомы заболевания?

Все начинается с неврастении, то есть ослабления нервных процессов. Потом подключается психастения — слабость психических процессов, которая выражается в резкой смене настроения, депрессиях, в том числе со склонностью к апатии и абулии (безразличию и отсутствию жела­ния что-либо делать), повышенной раздражительности, вспыльчивости, бурной реакции на малосуществен­ные раздражители. Например, я ви­дел, как руководитель на совещании бросил в возразившего ему подчи­ненного хрустальную пепельницу. Потом он объяснил, что это была вспышка внезапной неуправляемой ярости. Следующий этап развития синдрома — невроз навязчивых состояний, у которого множество проявлений. Самые распростра­ненные — клаустрофобия (включая страх перед наземным и подземным транспортом), боязнь грязных рук, страх высоты, публичных выступле­ний и т.д. И как результат всех этих страданий — психосоматические проявления: повышение артериаль­ного давления, нарушение сна, аппе­тита, ритма сердца, болезни желудка, поджелудочной железы, кишечника.

Характерно, что многие, наблю­дая у себя те или иные симптомы, не связывают свое состояние с психи­ческими нарушениями. Например, однажды ко мне обратился очень успешный менеджер, который дол­го и безуспешно ходил по разным врачам. Он жаловался на учащен­ное сердцебиение, ощущение кома в горле, навязчивые страхи, в том числе за свою жизнь. Терапевты не нашли у него никаких патологий, потому что оказалось, что все дело в его работе.

Можно ли сказать, что этому синдрому в большей степени подвержены пред­ставители тех или иных профессий или жители тех или иных стран?

Особенно ярко он проявляется у представителей банковской сфе­ры — да и вообще всех сфер, свя­занных с экономикой и финансами. Там бывают очень тяжелые случаи. Один мой пациент — он четыре года занимался кредитованием физических лиц — был вынужден оставить работу в банке и подыскать себе более спокойное место. Только тогда его состояние нормализи­ровалось — ни медикаментозное лечение, ни психотерапия ему не помогали. Как ни парадоксально, этот синдром часто поражает и со­трудников компаний, специализи­рующихся на разработке програм­много обеспечения. Однако дело не только в отрасли, но и в том, по каким правилам живет организа­ция. Например, я знаю несколько фирм, где ввели ежеквартальную аттестацию сотрудников. Посколь­ку от ее результатов стала зависеть зарплата, люди начали нервничать, впадать в панику. У меня был паци­ент, которому каждый раз во время аттестации требовалась серьезная психологическая помощь.

Если говорить о национальных особенностях, то синдром менедже­ра чаще всего встречается у жителей развитых стран, где много крупных компаний. Например, в Японии — там велика конкуренция, а права служащих, особенно государствен­ных, сильно ограничены, или в США. А вот в Израиле он проявляется куда реже. Израильтяне ежедневно сталкиваются с угрозой терроризма и вооруженных конфликтов и пото­му, наверное, пытаются прожить жизнь как можно полнее, реагируют на все гораздо эмоциональнее, не дер­жат ничего в себе и таким образом снимают внутреннее напряжение.

А если говорить о гендерных различи­ях: мужчины и женщины в равной мере оказываются жертвами синдрома?

Мужчины — гораздо чаще. Мне кажется, женщины обладают врож­денной устойчивостью, гибкос­тью и большим эмоциональным спокойствием, они легче адапти­руются. Особенности психики поз­воляют женщинам сопротивляться внешнему и внутреннему давле­нию — хотя бы с помощью слез. Мужчины себе такого не позволяют, они копят в себе психологическое на­пряжение, так называемые неотреагированные эмоции — и срываются.

Борьба с синдромом менеджера — дело сугубо индивидуальное или все-таки корпоративное?

Я считаю, что корпоративное: как показывает опыт, легче сохранить здоровье сотрудника, чем найти и подготовить нового человека на его место. Заботиться о здоровье людей можно по-разному. Самый банальный и при этом очень важ­ный способ — регулярные медос­мотры с участием психиатра-пси­хотерапевта. Кроме того, компании должны думать об организации отдыха сотрудников. Для этого вовсе не обязательно строить санатории или предоставлять людям путевки на курорт (хотя это было бы пре­красным продолжением советских традиций). Нужно всего лишь пре­секать трудоголизм (в долгосрочной перспективе он невыгоден: люди, которые много работают, быстро приходят в профессиональ­ную негодность, перегорают), не поощрять работу по выходным, несколько раз в год (желательно каждые 4—6 месяцев) отправлять сотрудников в отпуска — пусть даже короткие. Полезно создавать в ком­паниях комнаты психологической разгрузки, где можно было бы ми­нут пять-десять посидеть в полу­тьме, в удобном кресле, послушать негромкую музыку, выпить чашечку кофе. Лет тридцать назад на наших предприятиях пытались это делать, но очень быстро все сошло на нет. А между тем минимальные вложе­ния в устройство такой комнаты очень быстро дают существенную финансовую отдачу. Важно также правильно обустраивать рабочие места. Огромные залы с низкими пе­регородками, так называемые open space, очень угнетают. Чтобы чело­век чувствовал себя хорошо, ему нужно личное пространство — на это есть санитарные нормы, которые пока никто не отменял.

И несколько слов о графике. Хотя наблюдения показывают, что произ­водительность труда достигает пика в среду и четверг и в 11—12 часов дня, у каждого свои особенности: одни работают с наибольшей отда­чей по утрам, другие — по вечерам. Поэтому идеальный график труда — гибкий, он позволяет работать с мак­симальной производительностью.

Что делать самим менеджерам, чтобы не подхватить эту болезнь века?

Главное — вести полноценную жизнь, наладить режим сна, питания и чередовать виды труда, например физический и умственный, ведь, по сути, это и есть отдых. В век ги­подинамии вообще надо уделять больше внимания физической ак­тивности: если вы не занимаетесь спортом, хотя бы просто гуляйте. Как утверждают физиологи, что­бы поддерживать себя в рабочем состоянии, необходимо проходить пешком по пять километров в день. А если человек все-таки займется спортом, скажем, будет посещать спортклуб или найдет себе какое-ни­будь хобби, он обязательно встретит единомышленников, что тоже очень важно. Чем шире круг общения, тем устойчивее к стрессам человек.

Как долго продлится эта эпидемия?

Я думаю, у нас она только начинает­ся, дальше будет хуже. Темпы разви­тия общества и глобализации ком­паний нарастают — соответственно, увеличиваются нагрузки на каждого из нас. Поэтому о конце говорить не приходится.

Анна Натитник

Комментариев нет:

Отправить комментарий