понедельник, 11 мая 2009 г.

Что можно приобрести, теряя ценных специалистов

Лори Розенкопф (Lori Rosenkopf; rosenkopf@wharton.upenn.edu) - доцент Уортонской школы бизне­са Университета Пенсильвании (Филадельфия).

Рафаэль Корредойра (Rafael A. Corredoira; corredoi® wharton.upenn.edu) - докторант Уортонской школы бизнеса.

Считается, что главное для со­трудников технологических компа­ний - хорошие мозги, а выстраивать и поддерживать отношения с людь­ми им в общем-то незачем. И прав­да, среди технарей-интеллектуалов немало настоящих отшельников, которые любую попытку с ними поболтать воспринимают как ката­строфу. Однако мы выяснили, что умение общаться для их работы куда важнее, чем можно предполо­жить. Мало того, компании только выиграют, если по примеру многих консалтинговых и юридических фирм будут способствовать созда­нию социальных связей.

Все эти соображения появились у нас в ходе одного исследования: требовалось узнать, чем чреват переход инженеров-изобретателей из одной компании в другую из той же отрасли. Результаты, честно говоря, нас очень удивили. Казалось бы, вместе с ценными сотрудниками компания немину­емо теряет часть своих интеллек­туальных ресурсов. Однако при определенных условиях ей это пойдет на пользу - у нее появ­ляется шанс приобрести новые знания.

Потеря сотрудника может частич­но компенсироваться укреплением связей между фирмами: человек ушел к конкурентам, а круг зна­комств его бывших коллег расши­рился за счет новых сослуживцев «беглеца». В научно-технической среде, как и в большинстве других профессиональных сообществ, старые связи не обрываются только потому, что кто-то сменил место работы. Люди продолжают общаться и обсуждать профессио­нальные вопросы, причем желание поделиться интересной информацией, как правило, не сдерживается соображениями секретности.

В том, что, лишившись «светлой головы», компания действитель­но может обогатиться новыми знаниями, мы убедились, проана­лизировав 42 тысячи патентов, выданных 154 компаниям - про­изводителям полупроводников с 1985-го по 1995 год. Из патентной документации можно узнать, где раньше работали авторы изобре­тения и на какие уже зарегистри­рованные патенты они опирались. В итоге нам удалось проследить, как знания перетекают из одной компании в другую.

Нет сомнений, что человек при­носит с собой знания, полученные на прежней работе. Но выясни­лось и прямо противоположное: если новая фирма изобретателя находится в другом регионе или в другой стране, то ее разработки привлекают особый интерес на его прежнем месте работы: бывшие коллеги цитируют ее патенты на 36% чаще, чем патенты других фирм. В результате прежняя компания приобретает знания новой. Однако этого не происхо­дит, если обе фирмы находятся рядом - в одном штате, если речь о США, или в одной стране. Похоже, все дело в том, что в этом случае между ними уже существу­ют налаженные связи благодаря общим клиентам, поставщикам или партнерам.

Выгоды социальных и профес­сиональных сетей уже оценили консалтинговые и юридические фирмы. Многие из них запуска­ют специальные программы для бывших сотрудников и всячес­ки поощряют общение бывших сослуживцев друг с другом и со старой компанией. Их примером стоит воспользоваться и техноло­гическим фирмам: нужно пла­номерно помогать сотрудникам поддерживать связи с коллегами из других организаций и быть в курсе того, чем те занимаются. Чем больше новых контактов, тем живее обмен знаниями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий