Лори Розенкопф (Lori Rosenkopf; rosenkopf@wharton.upenn.edu) - доцент Уортонской школы бизнеса Университета Пенсильвании (Филадельфия).
Рафаэль Корредойра (Rafael A. Corredoira; corredoi® wharton.upenn.edu) - докторант Уортонской школы бизнеса.
Считается, что главное для сотрудников технологических компаний - хорошие мозги, а выстраивать и поддерживать отношения с людьми им в общем-то незачем. И правда, среди технарей-интеллектуалов немало настоящих отшельников, которые любую попытку с ними поболтать воспринимают как катастрофу. Однако мы выяснили, что умение общаться для их работы куда важнее, чем можно предположить. Мало того, компании только выиграют, если по примеру многих консалтинговых и юридических фирм будут способствовать созданию социальных связей.
Все эти соображения появились у нас в ходе одного исследования: требовалось узнать, чем чреват переход инженеров-изобретателей из одной компании в другую из той же отрасли. Результаты, честно говоря, нас очень удивили. Казалось бы, вместе с ценными сотрудниками компания неминуемо теряет часть своих интеллектуальных ресурсов. Однако при определенных условиях ей это пойдет на пользу - у нее появляется шанс приобрести новые знания.
Потеря сотрудника может частично компенсироваться укреплением связей между фирмами: человек ушел к конкурентам, а круг знакомств его бывших коллег расширился за счет новых сослуживцев «беглеца». В научно-технической среде, как и в большинстве других профессиональных сообществ, старые связи не обрываются только потому, что кто-то сменил место работы. Люди продолжают общаться и обсуждать профессиональные вопросы, причем желание поделиться интересной информацией, как правило, не сдерживается соображениями секретности.
В том, что, лишившись «светлой головы», компания действительно может обогатиться новыми знаниями, мы убедились, проанализировав 42 тысячи патентов, выданных 154 компаниям - производителям полупроводников с 1985-го по 1995 год. Из патентной документации можно узнать, где раньше работали авторы изобретения и на какие уже зарегистрированные патенты они опирались. В итоге нам удалось проследить, как знания перетекают из одной компании в другую.
Нет сомнений, что человек приносит с собой знания, полученные на прежней работе. Но выяснилось и прямо противоположное: если новая фирма изобретателя находится в другом регионе или в другой стране, то ее разработки привлекают особый интерес на его прежнем месте работы: бывшие коллеги цитируют ее патенты на 36% чаще, чем патенты других фирм. В результате прежняя компания приобретает знания новой. Однако этого не происходит, если обе фирмы находятся рядом - в одном штате, если речь о США, или в одной стране. Похоже, все дело в том, что в этом случае между ними уже существуют налаженные связи благодаря общим клиентам, поставщикам или партнерам.
Выгоды социальных и профессиональных сетей уже оценили консалтинговые и юридические фирмы. Многие из них запускают специальные программы для бывших сотрудников и всячески поощряют общение бывших сослуживцев друг с другом и со старой компанией. Их примером стоит воспользоваться и технологическим фирмам: нужно планомерно помогать сотрудникам поддерживать связи с коллегами из других организаций и быть в курсе того, чем те занимаются. Чем больше новых контактов, тем живее обмен знаниями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий