Из чего обычно складывается начало выступления:
Этап 0: Оратора представляют
- Не всегда, но часто этот этап есть! И если он есть - позаботьтесь о том, чтобы он прошел гладко. Чтобы с правильным ударением произнесли вашу фамилию и имя. Чтобы правильно произнесли название вашей организации. Чтобы правильно произнесли название темы, с которой вы будете выступать.
- ПОДГОТОВЬТЕ ТЕКСТ для того, кто вас будет представлять. Поверьте - этот человек будет вам благодарен, т.к. не нужно будет ничего придумывать самому (а у председательствующего и так много дел). А вы будете уверены в том, что вас представят так, как вы хотите, а не так, как бог на душу положит!
Этап 1: Оратор выходит (здесь важны походка и манера держаться, так как выступление начинается уже с этого момента).
- Помним, что выступление начинается как только оратор оторвал пятую точку от стула (а иногда и раньше). Всякие поправления одежды, прически, ремня в брюках, почесывания носа и другие движения, которые оратор совершает по пути от стула к сцене - уже являются частью выступления. И здесь важно, чтобы эти первые секунды, когда слушатели начинают смотреть на вас, играли в вашу пользу, а не против.
Этап 2: Оратор выдерживает паузу: собирает взгляды, дожидается тишины.
- Частая ошибка: оратор начинает говорить, когда аудитория еще не готова его слушать. Еще не все расселись на места, еще многие продолжают разговаривать друг с другом, еще многие вещи аудиторию отвлекают… и тут вдруг в этом шуме и бедламе появляется еще один источник шума - оратор.
- Иногда бывает так, что оратор своей энергетикой перебивает весь шум, и через некоторое время концентрирует внимание аудитории на себе. А иногда бывает так, что аудитория привыкает к тому, что шуметь можно, что это нормально, что оратор позволяет им говорить, тогда, когда говорит он.… Поэтому если есть возможность приучить аудиторию в самом начале к тому, что оратор говорит только тогда, когда аудитория молчит, то и аудитория будет больше уважать оратора, и соответственно оратору будет проще выступать.
Этап 3: Оратор переходит сразу к делу.
- "Первое преимущество нашей системы бухгалтерского учета, это…"
Бр-р-р… стоп-стоп-стоп… ну нельзя же так сразу ошарашивать! Действительно, если сразу перейти к делу, то ничего хорошего не получится. Неожиданность в виде ушата холодной воды - не самое лучшее состояние группы. Вначале слушателей лучше разогреть. Подготовить к вашей основной идее.
- А часто это просто необходимо! Пытаясь предложить что-либо неподготовленной аудитории, вы заранее обрекаете себя на провал…
Пока оратор еще выходит, в голове у слушателей роятся самые разные вопросы:
- Ой-ой-ой… я еще не договорил с приятелем, а похоже уже выходит оратор.
- Кстати, а кто он такой?
- Стоит ли его слушать?
- Что полезного он мне может сказать?
- Опять будет нудятина или что-то, что мне реально пригодится в работе?
- Ух… только что так весело общались, а похоже нужно опять переключаться на серьезный лад…
- Кстати, а когда все это завершится?
Увы, слушателей в самом начале волнуют именно эти вопросы, а не та информация, которую вы хотите донести. Соответственно ваше вступление должно максимально подготовить ваших слушателей, к восприятию основной темы.
Именно поэтому мы начинаем с вступительной части!
Еще одна юмористическая зарисовка на тему важности вступления:
Подойдите на улице к незнакомому человеку, который ждет автобус, и начните свое общение, например, с фразы: "Бухгалтерская система ZZZ обладает тремя важными преимуществами. Первое преимущество…"
- Случайный прохожий начинает от вас убегать?
А если попробовать чуть издалека: "Здравствуйте! Я хочу вам рассказать о преимуществах бухгалтерской системы ZZZ…"
- Все равно убегает, но уже не так быстро.
А если еще более издалека: "Здравствуйте! Я Иван Иванов и представляю компанию "Альфа", хотел бы…" Понятно, что случайный прохожий все равно убежит… но если есть грамотное вступление, то чуть больше шансов, что хотя бы кусочек информации из вашей основной части презентации он согласится выслушать.
Точно так же и с обычной аудиторией - не нужно ее ошарашивать сразу информацией чисто по делу. Начните с грамотного вступления, в котором представьтесь, объявите тему выступления, обрисуйте регламент, расскажите зачин…
Комментариев нет:
Отправить комментарий