четверг, 1 октября 2009 г.

Свобода слова и экономика

Когда в передаче радиостанции «Эхо Москвы» ведущий спросил Егора Гайдара о том, какие реформы он считает первичными для перехода к диверсифицированной экономике, экономист ответил, что «первая из них — это отмена цензу­ры на основных телевизионных каналах». Ответ так удивил корреспондента, что тот уточнил: «Это экономический фактор?» «Конечно», — ответил ученый. — В очень большой мере. Это дисциплинирует власть».

Не менее определенно вы­сказывались и эксперты, ко­торых мы опрашивали для статьи «Они победили корруп­цию». С завидным единоду­шием они заявляли, что, для того чтобы справиться со взя­точничеством без репрессий, надо вернуть стране свобо­ду слова и состязательность в политике. У исследовате­лей сомнений нет, но большин­ству обывателей сложно увя­зать такие разные вещи, как свобода слова и экономичес­кое процветание — влияние культурных факторов серьез­но недооценивается у нас и на макро-, и на микроуровне.

Тем временем ученые продолжают поиски в этом направлении. Как рассказал в прошлом номере HBR экономист Александр Аузан, в по­следние десять лет институциональная экономи­ка начала активно изучать культурные практики. «Мы наконец поняли, что, как сказал американ­ский социолог и политолог Самуэль Хантингтон, культура имеет значение. А культура — это и есть набор ценностей», — заметил Аузан.

Филипп Зимбардо, известный социолог, автор книги «The Lucifer Effect» (Эффект Люцифера), более двадцати лет назад провел небезынтерес­ный эксперимент. Студентам — здоровым, не проявлявшим склонности к антиобщественному поведению людям — предложили поиграть в тюрьму. Между добровольцами распредели­ли роли заключенных и надсмотрщиков, устро­ив «тюрьму» прямо в подвале университетского здания. Эксперимент был рассчитан на две неде­ли, однако его пришлось свернуть раньше — студенты-«надсмотрщики» так вошли во вкус, что стали психологически и физически издеваться над студентами - « за ключенными».

По мнению Зимбардо, этот эксперимент отчас­ти проливает свет на поведение американских солдат в тюрьме Абу-Грейб или во вьетнамской деревушке Май-Лай, а также на ужасы нацист­ских лагерей. «Создать ситуации и системы, в которых хорошим людям трудно будет удер­жаться от дурных поступков, до ужаса просто. Но с другой стороны, столь же легко мы можем выстроить системы, внутри которых будет пред­почтительно благородное поведение», — пи­шут авторы статьи «Спасет только честность» Джеймс О'Тул и Уоррен Беннис.

Все это говорит о том, что если государство или компания пронизаны коррупцией, если люди в них инертны, ленивы и вороваты, то проблема не в том, что плохи люди, а в том, что лидеры дают неправильные ценностные установки: соз­дают системы, в которых трудно удержаться от дурных поступков. И по всей видимости, это про­исходит потому, что культурный уровень самих лидеров до неприличия низок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий