пятница, 30 октября 2009 г.

СОКРАЩЕНИЯ

Как помочь выжившим

Если в вашей фирме недавно про­шло сокращение, то теперь вы руко­водите «уцелевшими». И не факт, что счастливчики, избежавшие увольнения, будут хорошо рабо­тать. Вполне вероятно, что произво­дительность персонала снизилась, даже если вы этого пока не замеча­ете. Основываясь на наших иссле­дованиях, а также на авторитетных работах других специалистов, в том числе Терезы Амабиле из Гарварда, Регины Конти из Университета Кол-гейт, Уэйна Касио из Университета штата Колорадо, Джоэла Брокнера из Колумбийского университета и Прити Прадхана Шаха из Уни­верситета штата Миннесота, мы выделяем несколько важных облас­тей, на которые следует обратить внимание, чтобы минимизировать возможный ущерб.

Креативность. Результаты ряда исследований показывают, что массовые увольнения плохо отра­жаются на творческих способностях оставшихся. Это серьезная угроза практически для любой компа­нии. Чтобы энергия коллектива не угасла, руководство должно найти новые механизмы, усиливающие командное взаимодействие. Нужно поддерживать стабильность рабо­чих групп и давать им сложные и ответственные задания.

Коммуникации. Сокращения разрывают социальные сети и нарушают обмен информацией в компании, а это усиливает нега­тивные ощущения у сотрудников. Руководители должны развивать взаимодействие между людьми, призывать их как следует выслуши­вать друг друга, вводить политику «открытых дверей» и подключать подчиненных к принятию решений.

Эмоциональное состояние. При сокращениях увеличивается общий уровень стресса в организации, люди чувствуют себя менее за­щищенными, быстрее выгорают. Падает моральный дух, удовлетво­ренность работой и доверие к кол­легам. Из-за всего этого усиливает­ся текучесть кадров, у сотрудников пропадает желание помогать друг другу и снижается эффективность работы всей компании. Руководи­тель должен помочь сотрудникам понять, что сокращения ведутся по справедливому принципу, и доказать им, что перед этим были перепробованы другие варианты. Приостановка сокращений, хотя бы на некоторый фиксированный срок, тоже помогает. Известно, что ожи­дание увольнений может повлиять на коллектив гораздо сильнее, чем сами увольнения. При непрерыв­ном процессе сокращений напря­женность нарастает.

Текучесть кадров. Мы выяснили, что после сокращений увеличивает­ся количество уходов по собствен­ному желанию, даже когда уволили немногих. При нехватке людей всег­да возникают дополнительные рас­ходы, так как приходится тратить деньги на поиск новых сотрудников и на их обучение, а ведь компания начинала сокращения, стремясь сэкономить средства. Уменьшить отток персонала помогут данные выше рекомендации. В дополнение к ним стоит ввести новую корпора­тивную политику, чтобы сотрудники поверили: они защищены от любо­го произвола. Например, учредить процедуру конфиденциального и результативного разрешения трудовых споров и рассмотрения апелляций. Компаниям, которые придерживаются вышеназванных принципов, после неизбежных со­кращений удается удержать у себя больше сотрудников.

Сотрудники — звезды. Им нужно уделить особое внимание. Исследо­вание одного из авторов этой статьи (Тревора) показало, что наиболее опытные, образованные и способ­ные чаще прочих увольняются, если чем-то недовольны. Поддержи­вайте и поощряйте их, объясните, что сокращения открывают перед ними новые возможности и пер­спективы для повышения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий