Многие компании используют учет затрат по видам деятельности только для проведения разовых исследований рентабельности. Но если бы они интегрировали его в свои основные системы управления и использовали для принятия повседневных решений, т.е. в целях управления по видам деятельности, то он превратился бы в мощный стимул для постоянного переосмысления и совершенствования подходов к ведению бизнеса.
Большинство руководителей не понимают, что переход к управлению по видам деятельности — серьезное организационное изменение, невозможное без колоссальной предварительной работы. Главное препятствие на этом пути — сопротивление служащих. Авторы анализируют опыт двух компаний, Chrysler Corporation и Safety-Kleen Corporation, которые успешно ввели у себя управление по видам деятельности, а потому могут служить примером для других компаний. Полученные ими выгоды в 10-20 раз превысили их вложения в программы перехода.
Обе компании сначала убедили своих критически настроенных служащих, и в частности директоров заводов, опробовать новую систему, а затем использовали их успех, чтобы изменить позицию остальных. Разговоров о достоинствах системы не было, просто демонстрировалась ее способность решать конкретные хозяйственные проблемы. Это позволило доказать служащим, что управление по видам деятельности способствует расширению бизнеса и, соответственно, созданию новых рабочих мест. Обе компании начали с одного предприятия, а затем методично распространили эту систему на всю организацию и всегда привлекали к работе местных руководителей. Обе потратили немало средств на обучение служащих всех уровней принципам и методам управления по видам деятельности, а после введения учета по видам деятельности на очередном предприятии, без колебаний избавлялись от прежней системы учета.
Многие компании используют учет затрат по видам деятельности (activity-based costing — ABC) только для проведения разовых исследований рентабельности. Но ABC может быть не только превосходным методом учета, который показывает, сколько денег на самом деле вы зарабатываете или теряете на том или ином товаре. Когда ABC превращается в неотъемлемый элемент основных систем управления, он становится мощным стимулом для кардинального улучшения товаров и услуг, а также процессов и рыночных стратегий.
Подобное применение ABC предполагает совершенно иной подход к управлению. И конечно, это означает, что работающие в компании люди, начиная с генерального директора и кончая рядовыми сотрудниками, тоже должны радикально измениться. Поэтому нередко компании обнаруживают, что перейти на управление по видам деятельности гораздо сложнее, чем они предполагали.
Тех кто ввел у себя ABC или хотя бы изучал возможность его введения, уже тысячи. Однако, по нашим оценкам, сегодня его широко используют не более 10% из них. В остальных же 90% случаев компании либо отказались от нововведения, либо испытывают трудности с реализацией соответствующих программ.
Проблема заключается в том, что руководители зачастую не считают внедрение управления по видам деятельности программой серьезных организационных изменений, причем совершенно необоснованно. Перевернуть всю организацию в поисках полезной информации о прямых и косвенных затратах на производство данного товара или оказание данной услуги — задача огромного масштаба. То же можно сказать и о создании информационной системы, которая была бы способна отслеживать виды деятельности, увеличивающие затраты, и представлять соответствующие данные в формате, удобном для использования.
Но, пожалуй, наиболее сложная из всех задач — обучение служащих всех уровней принципам и методам ABC. Служащие должны знать, с какой целью компания внедряет ABC и как использовать его в своей работе. Им необходима уверенность в том, что введение ABC даст положительный результат и стоит затраченных усилий. Чтобы заручиться поддержкой своих служащих, каждая компания должна иметь тщательно продуманный план перехода на ABC, учитывающий ее культуру и операционные особенности.
Наконец, нужно перестроить прочие системы управления, чтобы переход на ABC стал окончательным и служащие не возвращались бы к старой практике под влиянием стресса или неуверенности в себе. Следует как можно скорее отказаться от прежней системы учета. Системы оценки работы и поощрения служащих должны опираться на данные ABC. Существенно изменить, возможно, придется и процедуру принятия повседневных решений, в частности процесс наделения руководителей правом принятия решений и то, как именно они принимаются. Главная причина отсутствия значительных успехов в этой области заключается в том, что руководители не в силах решить все эти задачи. По всей видимости сделать это не так-то легко.
Как и любая программа серьезных организационных изменений, программа внедрения ABC неизбежно сталкивается с сопротивлением служащих. В компаниях, с которыми мы работали, сопротивление служащих фактически было главным препятствием к переходу на ABC. Подобное сопротивление вполне естественно. Руководители любого подразделения, будь то служба, отделение или предприятие, по вполне понятным причинам не хотят делиться с другими информацией, которая может стать основанием для критики и способна нанести ущерб их авторитету. Было бы наивным ожидать, что руководители с радостью откажутся от привычной системы учета затрат в пользу совершенно новых критериев оценки успеха или неудачи. И нет ничего удивительного в том, что, пережив сокращение штатов, реструктуризацию или переход на всеобщее управление качеством, руководители, равно как и рядовые сотрудники, зачастую видят в ABC очередную угрозу своим рабочим местам.
Тем не менее усилия, необходимые для перехода к управлению по видам деятельности, вполне того стоят. Организовав его, руководители смогут использовать ABC, чтобы ответить на целый ряд вопросов: сколько должен стоить данный товар или услуга? Какие виды деятельности, не увеличивая ценности товара, повышают затраты на его производство? Если данный канал сбыта или рынок не приносит прибыли, как снизить расходы, чтобы исправить положение? На сколько мы снизим затраты, избавившись от невыгодного товара или клиента? Если снизить цену на товар, чтобы увеличить объем его продаж, как это повлияет на его себестоимость? И что можно сделать уже на этапе разработки товара, чтобы избежать ненужных затрат?
Для повышения эффективности многие компании прибегают к бенчмаркингу, сравнивая результаты деятельности каждой своей службы с показателями соответствующих служб лучших компаний. Но управление по видам деятельности позволяет обогнать лучших и самим стать образцом для подражания. Оно позволяет проводить радикальные, а не пошаговые изменения. Примером могут служить преимущества, полученные благодаря введению управления по видам деятельности двумя компаниями: Chrysler Corporation, опыт которой по внедрению ABC мы изучали, и Safety-Kleen Corporation, нашему клиенту, которому мы помогли ввести у себя эту систему.
По оценкам Chrysler, с тех пор как в 1991 г. она приступила к внедрению ABC, эта система принесла ей многомиллионные выгоды, позволив упростить проектирование автомобилей и отказаться от непроизводительных, неэффективных или излишних видов деятельности. Полученная компанией выгода в 10-20 раз превысила ее вложения в эту программу. На некоторых предприятиях Chrysler экономия от внедрения ABC превысила связанные с ним затраты в 50-100 раз.
Специализирующаяся на утилизации отходов компания среднего размера Safety-Kleen ввела ABC также в 1991 г. и за прошедшее время в результате сокращения расходов, оптимизации затрат и роста доходов получила 12,7 млн долл., т.е. в 14 раз больше, чем вложила в программу. Эта базирующаяся в г. Элджин (штат Иллинойс) компания с помощью ABC пересмотрела ассортимент своей продукции, перестроила свою работу и вышла на новые рынки. Но главное, если раньше подразделения Safety-Kleen принимали решения, ориентируясь на свою выгоду, то теперь, благодаря ABC, они руководствуются в первую очередь интересами всей компании.
Пример Chrysler и Safety-Kleen наглядно показывает, с какими препятствиями могут столкнуться руководители при введении ABC, а также возможные пути их преодоления. Однако успех реализации программы ABC — не единственная причина, по которой мы остановили свое внимание на этих компаниях.
Другая причина в том, что они используют ABC шире и интегрировали его в важнейшие системы управления глубже, чем большинство других компаний. На ABC уже перешли более 60% обрабатывающих и сборочных предприятий Chrysler в США, все отделения по производству запчастей Мораг, финансовое подразделение, а также знаменитые межфункциональные команды, составленные из сотрудников различных служб. К 2000 г. компания должна была перейти на оценку эффективности на основе данных ABC. Что касается Safety-Kleen, то ее лаборатория и 7 из 11 подразделений по утилизации отходов полностью интегрировали ABC в свои финансовые системы и системы оценки эффективности.
Наконец, мы выбрали Chrysler и Safety-Kleen, чтобы на их примере продемонстрировать возможность перехода на ABC различными способами. Президент и директор по операциям Chrysler Роберт Лутц принял решение о необходимости перехода на ABC и проследил, чтобы для этого было сделано все необходимое. В Safety-Kleen некий руководитель среднего звена сначала реализовал пилотный проект на одном из заводов, а затем использовал этот успех, чтобы склонить на свою сторону директоров других заводов и руководителей всей компании.
Компании по-разному пришли к решению о переходе на ABC, но и та, и другая полагала, что, не изменив систему управления затратами, не сумеет реализовать свои долгосрочные стратегии. Обе понимали, что им нужна не такая система учета, которая позволяет лишь контролировать расходы, а такая, которая помогает руководителям принимать наиболее удачные решения о том, какие товары или услуги предлагать, как их изготавливать и как продавать. Обе компании преодолели множество препятствий, с которыми столкнулись и другие организации. Но, в отличие от многих, Chrysler и Safety-Kleen осознали, что не просто меняют системы учета, а полностью преобразуют свои организации. Это понимание во многом предопределило методы, использованные при внедрении ABC, и именно поэтому их опыт столь ценен для других компаний, проявляющих интерес к управлению по видам деятельности.
ПЕРЕХОД НА ABC
Chrysler, доходы которой достигли 52 млрд долл., а численность персонала — 123 тыс. человек (в том числе 97 тыс. на ее американских предприятиях), обратилась к ABC, чтобы перестроить свою бюрократическую структуру. В 80-е гг. этот автогигант добился огромных успехов в повышении эффективности и качества, снижении расходов и обновлении своего модельного ряда. Тем не менее Chrysler закончила это десятилетие в положении отстающей, заметно уступив своим грозным конкурентам — японским автомобилестроителям и Ford Motor Company. Финансовый кризис Chrysler, произошедший в конце 80-х гг., второй раз за десятилетие, показал, какую огромную работу ей еще предстояло проделать.
Руководство Chrysler решило заменить прежнюю иерархическую функциональную структуру компании гораздо более гибкой, эффективной, ориентированной на процесс и устраняющей барьеры между службами. С этой целью в компании создали межфункциональные команды, которые должны были разрабатывать новые транспортные средства и укреплять связи с поставщиками и дистрибьюторами. Первые успехи этих команд в конце 80-х вдохновили руководство Chrysler на превращение всей компании в ориентированную на процесс организацию.
Лутц, который активно поддерживал идею создания межфункциональных команд и структурирования всей компании вокруг процессов, стал главным инициатором использования ABC. Он знал, как сложно заставить служащих измениться, особенно в условиях, когда спрос на автомобили увеличился и доходы компании опять стали расти. Но он верил, что ABC усилит ориентацию на процессы, показав, во что в действительности обходится каждый из них, и выявив резервы повышения эффективности.
Старая система учета затрат, существовавшая в Chrysler, позволяла финансовому отделу следить за работой подразделений и оценивать запасы. Однако за пределами этого отдела мало кто считал, что она давала точное представление о затратах. Одним из таких скептиков был Лутц. За время своей работы в Ford, BMW и Chrysler он не раз сталкивался с тем, что его предложения о совершенствовании процессов проектирования и производства продукции отвергали. По его убеждению, финансовые системы этих компаний не могли оценить этих предложений, поскольку фокусировались на прямых затратах и полагались на произвольное распределение затрат, в частности накладных расходов. Разочарование Лутца в этой системе учета еще более усилилось, когда в Chrysler стали создаваться межфункциональные команды. Он в очередной раз убедился в том, что действовавшая в компании система учета не могла показывать затраты по отдельным процессам и тем более отделять виды деятельности, приносящие прибыль от не приносящих. Когда же он наткнулся на статью об учете затрат по видам деятельности, то сразу сказал: «Именно такая система нам и нужна».
Safety-Kleen, которая, в отличие от Chrysler, была компанией сравнительно молодой и быстрорастущей, обратилась к ABC просто потому, что переросла свою прежнюю систему учета. Safety-Kleen была основана в 1968 г. в ответ на резкое увеличение спроса на услуги по вывозу и утилизации опасных отходов. Сначала она перерабатывала только один вид отходов, органические растворители, на единственном заводе в Иллинойсе и довольствовалась стандартной системой учета затрат, вполне удовлетворявшей потребности внутреннего финансового контроля и инвесторов в информации. Главной для компании, проводившей стратегию активного маркетинга, была задача оптимального использования огромных возможностей рынка, конкуренция на котором тогда еще была невелика. Другим приоритетом было соблюдение природоохранного законодательства.
Однако к 1991 г. Safety-Kleen сильно выросла и расширила свою деятельность. Количество перерабатываемых ею опасных соединений превысило сотню, а число наименований продукции достигло десяти, включая моторное масло, антифриз, масляные фильтры, краску и реактивы, используемые химчистками. Теперь ей принадлежало уже 12 заводов в восьми американских штатах и Пуэрто-Рико, большинство из которых утилизировали по несколько видов отходов (впоследствии один из заводов был закрыт). К началу 90-х гг. работать на этом рынке стало сложнее. Рост замедлился, конкуренция обострилась, а некоторые штаты обложили производителей и переработчиков опасных отходов 25-процентным налогом.
Своим быстрым ростом Safety-Kleen, численность персонала которой к настоящему времени достигла 6,6 тыс. человек, а уровень доходов — 800 млн долл., обязана тому, что поощряла предпринимательскую инициативу руководителей своих предприятий. Директора заводов сами решали, что делать с поступившими на завод отходами: переработать их у себя или отправить на другое предприятие, возможно, даже на предприятие другой компании. Но обычно отходы просто доставляли на ближайший завод Safety-Kleen, независимо от того, мог ли он переработать их с наименьшими затратами. Фактически Safety-Kleen не знала подлинной стоимости своих товаров и услуг. Данные учета затрат нужны были в первую очередь бухгалтерии, производственным подразделениям они ничего не давали.
Когда рост прибыли замедлился, недовольство этих подразделений и службы маркетинга усилилось из-за недоверия к данным, предоставляемым системой учета. Они стали сами собирать информацию для обоснования решений, касающихся долгосрочных капиталовложений, ценообразования, использования производственных мощностей и совершенствования производственного процесса. Постепенно руководители высшего звена поняли, что решения должны приниматься исходя из выгоды всей компании, а не отдельного завода. Но для этого требовалась гораздо более подробная информация об операционных расходах, в том числе и о том, во что обходятся переработка, доставка и транспортировка одного и того же количества материалов на разных заводах. Иными словами, компания нуждалась в принципиально новой системе учета затрат.
ВНУТРЕННЕЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ
Приступив к введению ABC, Safety-Kleen и Chrysler сразу же столкнулись с сопротивлением служащих, начиная с рабочих и кончая руководителями отделений. Кто-то боялся, что ABC изменит сложившуюся расстановку сил. Кого-то беспокоило, что вскроется неудовлетворительная практика, которую маскировала прежняя система учета затрат. Другие были против ABC просто потому, что не хотели никаких перемен. А многие руководители, особенно те, кто считал, что ABC им навязывают, сопротивлялись нововведению, поскольку понимали, какую работу им придется проделать (см. с. 73: «Почему сбор информации для ABC так трудоемок»).
Глубокий скепсис служащих тех заводов, которые Chrysler планировала первыми перевести на ABC, совсем не удивителен. Компания не раз пыталась реализовать то одну, то другую новомодную программу повышения эффективности, но не дождавшись желаемых результатов, отказываясь от нее и хваталось за новую. Неверие усиливалось и тем, что одно отделение Chrysler в 80-х уже экспериментировало с ABC и быстро отказалось от него, когда сменилось руководство.
Как и предвидел Лутц, служащие вообще не считали, что компании необходимы какие-то изменения, поскольку спрос на автомобили увеличивался. Кроме того, все заводы работали на полную мощность, и руководители нижнего и среднего звена сомневались, что смогут найти время на сбор необходимой информации. Многие подозревали, что скрытым мотивом введения ABC было желание сократить рабочие места. Не горели энтузиазмом и некоторые руководители подразделений и работники бухгалтерии. Их навыки и подход к определению затрат сформировались при старой системе учета, и они тоже считали, что ABC — просто дань моде, которая скоро пройдет, после чего жизнь вернется в привычное русло.
Сопротивление переходу на ABC в Safety-Kleen носило несколько иной характер, отчасти из-за того, что инициатором введения новой системы учета стал один из руководителей среднего звена. Идея о том, что Safety- Kleen следует ввести у себя ABC, возникла у К. Шульца, главного бухгалтера североамериканских отделений, который поручил реализацию пилотного проекта помощнику главного бухгалтера центров утилизации Уильяму Чайке. Шефы Шульца и Чайки, соответственно главный бухгалтер и финансовый директор компании, одобрили и поддержали этот проект, но именно Чайка активно добивался его реализации.
Местом проведения эксперимента руководители высшего звена выбрали завод в Нью-Касле, штат Кентукки, так как хотели использовать его для проникновения на новый рынок. Прежде чем ринуться в атаку, они решили выяснить, во что в действительности обходится переработка материалов на этом заводе, оснащенном новым оборудованием стоимостью в миллионы долларов. Чайка взял себе в помощники трех бухгалтеров региональных отделений Safety-Kleen, одного финансового аналитика и двух консультантов из Price Waterhouse. Но стоило им появиться на заводе, как тут же начались осложнения. Директор заявил, что им здесь нечего делать, поскольку бухгалтеры не могут указывать ему, как руководить предприятием.
Чайка столкнулся и с противодействием вице-президента по центрам утилизации, которому подчинялись все директора заводов, а также пяти вице-президентов по маркетингу, каждый из которых отвечал за один или несколько видов опасных отходов. Руководители центров утилизации и службы маркетинга соглашались с тем, что нужно изменить существующий в компании порядок принятия решений, но у них были разные приоритеты. Служба маркетинга хотела иметь данные о затратах на переработку, а центры утилизации — о результатах работы. К тому же никого не радовало, что эта инициатива исходит от бухгалтерии. Каждый боялся, что полученные данные используют для вторжения на его территорию. А вице-президенты опасались, что с введением ABC изменится порядок расчета прибыли и уменьшится их заработная плата.
Chrysler и Safety-Kleen преодолели это внутреннее сопротивление. Их опыт вполне могут использовать и другие. Во-первых, обе компании сумели убедить критически настроенных служащих отнестись к ABC непредвзято и, в конце концов, согласиться на его введение. Во-вторых, в Chrysler и Safety-Kleen были введены серьезные программы обучения служащих всех уровней принципам и методам ABC. В-третьих, каждая из компаний начала с небольшого, распространив затем новую систему на все свои подразделения, и постоянно следила за тем, чтобы этот процесс давал ощутимые результаты, а местные руководители не стояли от него в стороне. Наконец, как только какое-либо предприятие переходило на ABC, старая система учета тут же упразднялась.
ШИРОКОЕ ПРИЗНАНИЕ ABC
Во многих компаниях руководители высшего звена поручают организацию ABC бухгалтерам. Мы считаем, что подобная практика ошибочна. Руководители Chrysler с самого начала принимали участие в этом процессе и до сих пор от него не отстранились. Например, возглавляемый Лутцем комитет топ-менеджеров Chrysler не прекращает следить за. реализацией программы ABC и руководить ею. Кроме того, 32 высших руководителя Chrysler раз в год собираются на семинар, на котором обсуждают ход внедрения ABC и намечают следующее подразделение для его ввода.
Лутц также решил, что управлять новой системой должны не только финансисты. Солидарная ответственность за управление этой системой возложена на главного бухгалтера Джеймса Донлона и вице-президента Джеймса П. Холдена, отвечающего за постоянное совершенствование управления и переход на управление процессами. Команда, занимающаяся внедрением ABC, подчиняется двум этим руководителям. Кроме того, и Лутц, и Роберт Дж. Итон, председатель совета директоров и генеральный директор Chrysler, активно пропагандируют ABC в компании, убеждая служащих то одного, то другого завода, что благодаря ABC и структуре, основанной на процессах, Chrysler может к 1996 г. стать самым гибким и низкозатратным производителем в Северной Америке, а к 2000 г. — и во всем мире.
Safety-Kleen добилась одобрения своих служащих иначе. Во-первых, Чайка пообещал директору завода в Нью-Касле, если к окончанию работ по реализации проекта обнаружится, что ABC не помогает принимать более удачные решения, то тот сможет от него отказаться. Но уже через три месяца все убедились, что ABC позволяет существенно снизить расходы (в первый же год выигрыш от сокращения издержек в результате введения ABC был оценен в 3,5 млн долл.) Не меньшее значение имело и то, что с помощью ABC удалось рассчитать, сколько новых материалов должен перерабатывать завод для сохранения конкурентоспособности и рентабельности. И директор завода сдался.
Затем были проведены специальные собрания сотрудников производственных служб службы маркетинга и высших руководителей компании, в том числе собрание с участием вице-президента по центрам утилизации и пяти вице-президентов по маркетингу. Чайка и его команда внимательно изучили 150-страничную книгу расходов завода и показали, как распределяются затраты по разным процессам и из чего складывается себестоимость каждого вида продукции. Спорить с цифрами никто не решился. Все поняли, что такие данные помогут принимать более удачные решения и это быстро увеличит прибыль.
Уговаривать директоров других заводов уже не пришлось. Увидев перемены, произошедшие после введения ABC в Нью-Касле, они сами изъявили желание принять участие в новом проекте.
ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА
Ни одна известная нам компания не потратила столько сил и времени на обучение своих служащих ABC, сколько потратила Chrysler. Более 18 тыс. ее служащих прошли курсы переподготовки. Их посещали и многие профсоюзные деятели, и представители поставщиков. С самого начала перед этими курсами были поставлены две задачи: разъяснять необходимость ABC и обучать служащих его организации и использованию. Chrysler организовала курсы трех уровней.
Курсы первого уровня знакомят с основными понятиями ABC и предназначены для всех служащих, начиная от руководителей высшего звена и кончая рабочими-почасовиками. На этих курсах всего за полдня слушателям объясняют, что такое ABC, чем он отличается от традиционного учета затрат и ради чего компания его внедряет. Используя конкретные примеры, преподаватели стараются провести мысль о том, что цель ABC — облегчение поиска более удачных решений, а не сокращение рабочих мест и интенсификация труда.
Курсы второго уровня рассчитаны на руководителей, отвечающих за внедрение ABC на своих предприятиях. В течение двух дней их на конкретных примерах обучают практическому применению данных ABC при принятии решений. С помощью компьютерной модели обучающиеся могут решить реальные деловые задачи, например определить, следует ли компании самой наладить выпуск деталей, которые она покупает у поставщика.
В программе сначала фигурирует традиционная финансовая информация, предполагающая произвольное распределение многих затрат, а затем — данные ABC. Большинство обучающихся находят оптимальное решение, когда используют данные ABC. Если же они опираются на данные старой системы учета, то получают совсем другие ответы (да и результаты). «Те, у кого хорошая интуиция, преуспевают, а те, у кого плохая, разоряются», — говорит Дэвид Мидор, менеджер Chrysler, возглавляющий команду по внедрению ABC.
Обучение на курсах третьего уровня, дающих технические и специализированные знания, продолжается 3-5 дней. Его цель — научить инженеров, бухгалтеров и инвестиционных аналитиков созданию и использованию системы, основанной на ABC, — другими словами, навыкам, необходимым для сбора данных, построения моделей, создания компьютерных систем, а также анализа полученной информации.
Safety-Kleen не проводила переподготовки с отрывом от производства; она организовала для своих служащих трехмесячную программу интенсивного обучения на рабочем месте, что более целесообразно для небольших компаний. После фиаско в Нью-Касле Чайка понял, что нельзя насильно навязывать ABC тому или иному заводу. Все необходимые мероприятия, начиная со сбора данных, разработки системы и кончая обучением персонала интерпретации и использованию данных, нужно проводить при поддержке руководства завода. Поэтому в Нью-Касле, а позже и на других заводах компании первые два дня команда по внедрению ABC отводила на разъяснение директорам смысла основных мероприятий, связанных с переходом на новую систему, с акцентом на том, что все это будет делаться сообща. Кроме того, члены команды подчеркивали, что главная цель введения ABC — помочь руководителям расширить, а не свернуть дело и что там, где уже перешли на ABC, сотрудников не только не увольняли, но и нанимали новых.
После сбора данных и разработки системы члены команды вместе с директором завода составляли список десяти первоочередных мероприятий, которые, по их мнению, могли повысить эффективность. Затем команда помогала работникам завода проанализировать эти проекты, одновременно обучая их использованию ABC и показывая, как он помогает принимать более удачные решения. Так, специалисты завода Safety-Kleen в Линдене, штат Нью-Джерси, изучили принятую в компании практику временного хранения отработанного моторного масла в центрах переработки опасных отходов до его отправки на предприятие по утилизации отходов нефтепереработки в Ист-Чикаго, штат Индиана. Когда Safety-Kleen только начинала заниматься утилизацией моторного масла, было решено в целях сокращения транспортных расходов использовать для его хранения резервуары в центрах переработки опасных отходов. Эти центры собирали масло со станций техобслуживания, расположенных в радиусе 150 миль, для чего использовали небольшие грузовики. Когда масла набиралось на большую автоцистерну, его везли еще 10-25 миль до ближайшей железнодорожной станции и отправляли в Ист-Чикаго. Руководители воспринимали резервуары, в центрах переработки опасных отходов Safety-Kleen как бесплатный ресурс. Но анализ на основе ABC показал, что использование этих резервуаров, естественно, было сопряжено с затратами. Во-первых, компания не учитывала затраты на проверку каждой партии масла в грузовике, на его разгрузку, повторную проверку масла в резервуаре, погрузку его в автоцистерну и проверку уже в автоцистерне. Во-вторых, не учитывались затраты на оформление документов: хотя масло и не опасный материал, в соответствии с правилами, регламентирующими деятельность центров переработки опасных отходов, компания должна была документировать все его перемещения. Когда подсчитали все расходы и отнесли их на утилизацию моторного масла, эту практику немедленно прекратили. Небольшие грузовики стали сразу доставлять моторное масло на железнодорожные станции.
На каждом заводе, перешедшем на ABC, команда по внедрению новой системы учета оставалась до тех пор, пока там не проводилось по крайней мере два-три мероприятия из списка первоочередных задач. Члены команды следили за тем, чтобы полученная выгода точно оценивалась, а эффект от внедрения ABC стал очевиден для работников не только данного завода, но и других предприятий. Практически на всех заводах директора утверждали, что ABC помог им принять решения, которые они уже давно вынашивали, но медлили, поскольку не располагали всеми данными. ABC, говорили директора, вооружил их необходимой информацией.
ВНЕДРЕНИЕ ABC
Руководители Chrysler, как и Safety-Kleen, быстро поняли, как важно убедить служащих в эффективности ABC, и приняли активное участие в его внедрении. Chrysler сначала организовала ряд семинаров по ABC для руководителей высшего звена. Затем, в 1991 г., запустила пилотный проект на своем крупносерийном штамповочном производстве в г. Уоррен, штат Мичиган. Выбор этого завода казался беспроигрышным. Им руководил директор, отличавшийся прогрессивными взглядами, а ассортимент продукции, по мнению руководителей компании, нуждался в улучшении. С течением времени завод переключился на мелкосерийное производство, но руководители Chrysler подозревали, что его себестоимость значительно превышала рассчитанную по традиционной системе учета затрат.
Пилотный проект имел большой успех. Данные ABC показали, что фактическая себестоимость некоторых мелкосерийных деталей в 30 раз превышала объявленную. Было выгоднее передавать их производство на сторону и наращивать крупносерийное производство. Кроме того, проект показал пути снижения отходов и повышения эффективности, которыми руководство завода решило немедленно воспользоваться. Наконец, завод смог изменить не только ассортимент, но и сами процессы, и производство деталей для следующей модели мини-вэна было организовано уже более рационально.
Перевод завода в Уоррене на ABC еще был далек от завершения, а результаты уже казались столь впечатляющими, что Лутц решил распространить его опыт на шесть других заводов. Эту работу он поручил главному бухгалтеру Chrysler Донлону. В команду по внедрению ABC Донлон вначале включил лишь шесть активных молодых сотрудников финансовой службы. Но в следующем году, когда работа начала набирать обороты, число членов команды увеличилось до двадцати. Для демонстрации того, что ABC должен помочь руководителям эффективнее управлять своими подразделениями, в команду были дополнительно включены производственники, инженеры и специалисты по информационным системам. Подобный состав, безусловно, способствовал тому, что программа ABC получила поддержку большинства сотрудников компании.
Chrysler отточила процесс внедрения ABC, превратила его в науку и принялась методично осуществлять во всех сферах своей деятельности, показывая, что новая система подходит всем, а не только производственникам.
Внедрение ABC занимает от 6 до 15 месяцев в зависимости от размера предприятия. Вначале группа специалистов проводит на предприятии предварительное 12-недельное обучение. В этот период каждый работник проходит как минимум один из предлагаемых компанией курсов, а руководители распространяют видеокассеты и информационные бюллетени, знакомящие с предстоящими переменами. Сотрудники, которым поручено отвечать за создание и использование новой системы, кроме того, посещают занятия, повышающие восприимчивость к новым идеям. Затем на предприятие прибывают две другие группы: в их задачи входят организация ABC и практическое обучение руководителей и специалистов предприятия, которые должны уметь использовать его данные, а также поддерживать и обновлять систему. Первая группа наблюдает за работой по сбору данных и создает компьютерную модель ABC. Вторая оказывает помощь в выполнении технической работы, связанной с объединением модели ABC с системой ведения главной книги, системой планирования производства и другими вспомогательными системами. Обе группы работают в тесном контакте с руководством предприятия, используя его опыт и знания, а также заставляя ощутить причастность к внедрению ABC.
Руководители Chrysler, кроме того, понимали, что недостаточно лишь говорить о преимуществах ABC, нужно продемонстрировать его эффективность при принятии решений. Например, с помощью ABC Chrysler смогла наконец определить оптимальное количество жгутов провода для электрической системы нового мини-вэна. Теоретически их могло быть от одного до девяти. Если бы компания решила сделать только один жгут, то в нем должны были бы присутствовать провода для всех возможных модификаций автомобиля. Ну а если бы компания стала выпускать девять различных жгутов, по одному для каждого вида мини-вэна, это снизило бы отходы, но увеличило затраты и усложнило проектирование и производство. Поскольку инженеры-конструкторы поощрялись за создание менее материалоемких моделей автомобилей, они проголосовали за девять жгутов. В то же время перед менеджерами по производству стояла задача снижения запасов и трудозатрат, поэтому они хотели выпускать один жгут. Однако команда по внедрению ABC доказала, что оптимальным решением станет выпуск двух жгутов, потому что только в этом случае удастся и минимизировать отходы, и максимизировать производительность труда. Ознакомившись с данными ABC, ни инженеры-конструкторы, ни менеджеры по производству не смогли оспорить этого решения.
Когда перевод завода Safety-Kleen в Нью-Касле на ABC завершился, руководители производственных служб и службы маркетинга с особой тщательностью подошли к выбору следующих заводов — участников этого эксперимента. Решено было воспользоваться ABC, чтобы изучить сравнительные затраты и рентабельность каждого технологического процесса утилизации отходов и производства отдельных видов продукции. Из двух заводов, использующих одинаковый технологический процесс, при прочих равных условиях выбирался тот, директор которого воспринимал известие о внедрении ABC с наибольшим энтузиазмом.
Safety-Kleen хотела максимально ускорить внедрение ABC и в то же время свести к минимуму численность внедренческой команды. Поэтому компания решила вводить ABC не более чем на двух предприятиях одновременно, составив для них единый план. Основная команда из трех человек (регионального главного бухгалтера, бухгалтера-аналитика и, поскольку компания пока еще нуждалась в его услугах, консультанта Price Water-house) следила за внедрением ABC в подразделении от начала и до конца. Пять других специалистов (аналитики, помогавшие составлять блок-схему процесса, собирать данные и рассчитывать затраты по видам деятельности), выполнив свои функции, уезжали. Обычно на внедрение новой системы уходило три месяца, еще неделя требовалась для ее интеграции в систему управления всей компанией.
Поскольку заводы переходили на ABC постепенно, бухгалтерия компании переключилась на него не сразу. Сотрудники бухгалтерии смогли модернизировать и автоматизировать процесс закрытия бухгалтерских книг только после того, как на новую систему перешли все охваченные программой заводы. Как оказалось, на этот процесс каждый месяц уходило ничуть не больше времени, чем раньше, хотя ABC и более трудоемок по сравнению с традиционной системой учета с точки зрения сбора и анализа информации и подготовки отчетности.
Уже через 15 месяцев после начала пилотного проекта руководители производственных служб, службы маркетинга и бухгалтерии начали использовать данные ABC при принятии стратегических решений. А через 18 месяцев ABC уже вошел в практику пяти крупнейших заводов Safety-Kleen.
ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Определенные сложности возникают и при интеграции ABC в финансовые системы организации и ее систему оценки эффективности. Многие компании пытались применять ABC как теневую, или второстепенную, систему. Но если его данные не используются при подготовке финансовой отчетности, все усилия по внедрению напрасны. Если данные ABC не обновляются, не сверяются с данными финансовой отчетности или не распространяются как официальные, то руководители нередко возвращаются к старому. «Когда в компании существует две группы данных, одна из них в конечном счете вытесняет другую», — говорит главный бухгалтер Chrysler Донлон, пытавшийся использовать ABC вначале как теневую систему на одном из заводов.
Большинство компаний разрабатывают ни с чем не связанные модели ABC, которые устанавливаются на автономные персональные компьютеры. Результаты расчетов по этим моделям зачастую невозможно включить в официальную финансовую отчетность, их трудно обновлять, а сами модели обычно не соответствуют общепринятым принципам бухгалтерского учета, и следовательно, их нельзя использовать при подготовке внешней финансовой отчетности. В результате они быстро устаревают.
Именно потому, что постоянно обновлять две группы данных очень трудно, руководители Safety-Kleen решили после внедрения системы ABC на каком-то из предприятий делать ее единственным источником данных для финансовой отчетности. Компания создала новую систему сбора информации в центрах утилизации, обеспечивающую ежемесячное обновление данных ABC. Кроме того, она объединила систему ABC с системой ведения главной книги компании, что позволяет ежемесячно сверять данные обеих систем.
Теперь Safety-Kleen использует данные ABC для разработки своего годового бюджета и принятия важнейших решений, касающихся закрытия заводов и расширения или сокращения номенклатуры выпускаемой продукции. Safety-Kleen также перешла на основанные на ABC показатели эффективности, что потребовало радикального переосмысления старой системы показателей. Когда Safety-Kleen ввела ABC, ее руководители высшего звена поняли, что некоторые из прежних показателей эффективности не способствуют принятию директорами заводов решений, оптимальных для компании в целом. Например, вознаграждение директоров заводов продолжало зависеть от соблюдения утвержденной в начале года сметы расходов, а эффективность переработки отходов или удельные затраты на их переработку нисколько на него не влияли. Эти показатели были изменены, и директоров стали поощрять за снижение удельных затрат на переработку отходов.
Если ABC используют для разового анализа себестоимости продукции, это дает значительный, но все же разовый эффект. Но если компания интегрирует ABC во все основные финансовые системы и его данные становятся базой для сравнения эффективности, это кардинально меняет само мышление служащих компании. Среднее качество ежедневно принимаемых решений значительно повышается, что, конечно, сразу же отражается на результатах работы компании.
ПОЧЕМУ СБОР ДАННЫХ ДЛЯ ABC ТАК ТРУДОЕМОК
Большинство компаний недооценивают трудоемкость сбора информации, необходимое для создания системы ABC. Частично это объясняется тем, что ABC гораздо более сложен и детализирован, чем обычный учет затрат. Традиционные системы объединяют все затраты в несколько групп или категорий. При ABC каждая из этих групп нередко делится на десятки подгрупп соответственно количеству видов деятельности, и, чтобы выявить и собрать соответствующую информацию, приходится делать сотни запросов. Кроме того, система ABC использует гораздо больше показателей при распределении накладных расходов между различными видами продукции, процессами, каналами сбыта, заказчиками и рынками. Для распределения накладных расходов между изделиями обычная система использует один-два показателя, например прямые затраты труда в часах на изготовление изделия. Типичная же система ABC, относя затраты на тот или иной вид деятельности, использует десятки показателей, начиная от количества деталей и кончая числом телефонных звонков.
Сбор данных зачастую, особенно вначале, отнимает так много времени и потому, что немалая его часть уходит на определение того, какая именно информация требуется для создания системы ABC и где ее можно найти. Большинство компаний перегибают палку, и в результате и сотрудники, и компьютерные системы оказываются перегруженными излишней информацией. Когда Chrysler ввела ABC на первом предприятии, штамповочном заводе в г. Уоррен, штат Мичиган, она собрала в три раза больше информации, чем могла использовать. Из-за этого она израсходовала вдвое больше ресурсов, чем потратила бы сейчас, когда уже приобрела опыт и знания. Точно так же отделение Chrysler по производству запасных частей Мораг буквально утонуло в информации, когда попыталось определить АВС-себестоимость каждого из 250 тыс. наименований продукции, хранящейся на складах. В конце концов Мораг пришлось ограничиться определением себестоимости 60 товарных групп, что сократило поток информации до управляемого уровня, но все равно дало большой эффект.
Safety-Kleen также убедилась в том, что больше вовсе не означает лучше. Когда ее команда по внедрению ABC помогала заводам создавать новые системы учета, директора нередко просили включить в модели ABC как можно больше показателей. Однако члены команды считали, что многие из них не имеют большого значения для определения затрат, и опасались, что излишняя детализация приведет к перегрузке систем ABC. Если директора настаивали, команда по внедрению предлагала им компромисс: в модель ABC включали только 75% всех показателей, а для отслеживания остальных создавалась другая система подготовки отчетности о работе завода.
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
Комментариев нет:
Отправить комментарий