понедельник, 13 июля 2009 г.

Жизнь как поток

Счастье складывается из множества позитивных переживаний. Их станет гораздо больше, если научиться отрешаться от мелких эгоистических потребностей и сиюминутных забот.

Еще Аристотель говорил, что самое вожделенное для человека — счастье. Все остальное — здоровье, красо­та, деньги, власть — ценно лишь постольку, поскольку делает его счастливее. Многое изменилось за прошед­шие две с лишним тысячи лет, но стали ли люди счаст­ливее? Часто ли нам кажется, что наша жизнь испол­нена смысла? Почему вместо радости мы ощущаем пустоту? Какую часть отведенного нам времени про­водим в скуке и беспокойстве? Можем ли мы, наконец, управлять состоянием счастья, вызывая его по собст­венному желанию?

Михай Чиксентмихайи, профессор психологии и ме­неджмента Клермонтского университета (США), много лет посвятил поиску ответов на эти вопросы. Главное в его теории — концепция оптимального переживания, или потока. Так он назвал состояние человека, который полностью отдается достижению выбранной им самим цели. Его книга «Flow. The Psychology of Optimal Experience* (она вышла в 1990-м и не­однократно переиздавалась в США) объясняет, сколь близок «поток» ктому, что в обыденном языке называ­ют счастьем. Чиксентмихайи подолгу наблюдал за художниками и скульп­торами. Его поразили одержимость и погруженность людей искусства в свою работу. Странно, но их мало за­нимала судьба готовых произведений и зачастую они не думали о том, как их продать, выставить или показать ценителям. Смысл заключался для них не в материальной выгоде или признании, а в самом процессе сози­дания. По их словам, работа увлекала их, как течение реки. Чиксентмихайи воспользовался метафорой, назвав потоком ощущение полной погру­женности в то, что ты делаешь здесь и сейчас, и абсолютной самоотдачи, вплоть до потери чувства времени. Большинство людей, вспоминая самые счастливые моменты своей жизни, говорили о чем-то подобном. Поэтому можно поставить знак ра­венства между потоком и оптималь­ным опытом.

Рико — контролер на фабрике, вы­пускающей аудио- и видеооборудова­ние. Его задача — проверить камеру за сорок три секунды. За рабочий день он должен около шестисот раз выполнить одну и ту же операцию. Большинству людей это наскучило бы через несколько дней, но Рико относится к заданию как к соревно­ванию с самим собой. «А можно еще быстрее?» — постоянно спрашивает он себя. И вот ему уже достаточно двадцати восьми секунд. Ему нра­вится испытывать свои способности, пытаться реализовать их в полной мере. Понимая, что на нынешнем месте он вот-вот достигнет предела, Рико поступил на вечерние курсы. Когда он получит диплом, ему пору­чат работу посложнее и он с тем же энтузиазмом окунется в нее.

Состояние «потока» знакомо каж­дому из нас. Это те самые вызов и преодоление, которое мы испыты­ваем, играя в свою любимую игру или занимаясь спортом. Что делает захватывающую игру (спортивную или интеллектуальную) эталоном «потока»? Во-первых, она ставит яс­ные цели; во-вторых, в каждый момент мы видим результаты своих действий, в-третьих, правила абсолютно понят­ны, и, в-четвертых, сама игра достаточ­но сложна, чтобы мы могли применить свои особые навыки.

Часто ли мы испытываем ощуще­ние «потока» в работе? Конечно, это зависит и от профессии, и от человека, но вот в чем парадокс: по Чиксентмихайи, на работе люди гораздо счастливее, чем кажется им самим. В ходе его экспериментов сотрудникам звонили на пейджеры в произвольное время несколько раз в неделю. Каждый раз их просили ответить письменно, чем они заняты в данный момент, насколько сложную задачу решают, в какой мере востре­бованы и, наконец, не хотели бы они сейчас быть где-нибудь в другом месте. Из ответов следовало, что интересным и неординарным делом в каждый момент времени занят при­мерно каждый третий респондент: они явно были увлечены работой, а значит, по всем признакам, испы­тывали состояние «потока». Спустя некоторое время тем же людям зада­вали вопрос об их самоощущении на работе. Оказалось, что те, кто чаще был охвачен потоком, в большей мере чувствовали себя «сильными», «активными», «мотивированными» и «сосредоточенными». Вполне ожи­даемо результаты распределились по профессиям: ощущение «потока» менеджеры испытывали чаще, чем простые офисные сотрудники или рабочие. Но вот в чем странность: большинство респондентов, даже те, кто явно был в состоянии твор­ческого полета, говорили, что не­прочь были бы в этот самый момент находиться где-то совсем в другом месте. Обычно они подразумевали не другую работу, а досуг. Но когда тем же людям звонили на пейджер в выходные дни, оказывалось, что они довольно редко погружаются в состояние «потока». Мало кто сообщал, что он сейчас занимается радостным, интересным и трудным делом; преобладающим настроени­ем была апатия — гораздо хуже, чем в рабочие часы. Люди очевидно «недо­оценивали» удовольствие от работы и переоценивали радости досуга. Этот парадокс Чиксентмихайи объ­ясняет распространенным стереоти­пом: люди думают, что работа — это то, что они вынуждены делать, а не то, к чему следует стремиться.

В целом, способность ощутить «поток» мало зависит от того, бога­ты ли мы, здоровы,красивы, хорошо ли обустроены. Эти факторы лишь косвенно влияют на нас. А вот ощу­щение ясной цели и полноты жизни связаны с «потоком» напрямую. В доказательство Чиксентмихайи приводит исследование доктора Фаусто Массимини из Миланского университета, проведенное с моло­дыми инвалидами-колясочниками. Большинство получили увечье в ре­зультате катастроф. Как ни странно, эти трагические события некоторые из них вспоминали и как самые ужас­ные, и как самые позитивные в своей жизни. Этот парадокс легко объясня­ется с точки зрения теории потока.

Вот в чем парадокс: на работе люди гораздо счастливее, чем кажется им самим

У молодых людей внезапно появилась очень ясная цель — снова учиться жить, и преодоление немощи само по себе стало для них источником гордости и удовлетворения.

Большинство из нас заперто в жест­ких рамках заданной генетической и социальной парадигмы — «инст­рукций», которые вписали в наше сознание родители и общество. Люди ощущают себя несвободными, запрог­раммированными и, вследствие это­го, несчастными. Но каждый может вырваться из этого плена, говорит Чиксентмихайи. Поиск новых целей в жизни во многом сродни творчеству художника или композитора. Никто не сделает этого за нас. Когда же свой особый путь становится яснее, надо полностью отдаться предназначению, не отвлекаясь на сиюминутные по­требности и мелкие события. Важно уметь концентрироваться на главном. Если вы не сосредоточены, любая мелочь может увести вас от цели, вы испытываете неудовлетворен­ность, беспокойство, страх, смятение и другие отрицательные эмоции (автор называет это психической энт­ропией). К сожалению, люди не пони­мают, насколько сосредоточенность и счастье близки друг другу. Редко кто готов заставлять себя сконцент­рироваться на том, что делает сейчас. К примеру, мы охотно откладываем в сторону книгу и включаем телевизор, как только становится «трудно» удер­живать внимание на чтении.

В самые плодотворные годы жизни мы не меньше трети времени прово­дим в работе. Многие думают: не так уж и важно, нравится она или нет, главное, чтобы давала средства к существова­нию и уверенность в завтрашнем дне. Но от нас самих во многом зависит, что мы ощущаем — радость и удов­летворение или скуку и апатию— на протяжении долгого рабочего дня. Вопреки распространенному мнению, главная причина неудовлетвореннос­ти работой вовсе не низкая зарплата: людей гораздо сильнее тяготит, если их работа однообразна и скучна, если они не ладят с коллегами или с начальством и если испытывают чрезмерный стресс. На последнее чаще всего жаловались начальники и топ-менеджеры. У каждого из назван­ных факторов неудовлетворенности два слагаемых — то, что происходит в реальности, и наше восприятие этого. В конце концов любую, даже самую скучную работу можно превра­тить в увлекательное занятие. Надо, как Рико, опробовать альтернативные методы и выбрать лучший. Возможно, за это вас продвинут по службе. Но даже если никто не заметит ваших до­стижений, вы получите удовольствие от собственного творчества.

С конфликтами на работе поможет справиться простое правило: поставь себя на место другого. Зачастую мы заранее представляем себе, как к нам должны относиться окружа­ющие, и любой ценой стремимся добиться достойного места в непи­саной иерархии. Но ведь и коллеги жаждут признания, а мы не очень-то учитываем их цели. Если попытаться разобраться в их мотивах и помочь им, конфликт почти всегда удается снять.

И наконец, самый субъективный фактор — стресс. Он существует, толь­ко когда мы его ощущаем, поэтому здесь важнее всего контролировать собственное сознание. Прежде всего надо понять, какие задачи приводят вас в смятение, а затем — каких спо­собностей и навыков вам не хватает, чтобы их выполнить. Что делать, если задача не по зубам: отказаться, по­просить помощи у коллег или попро­бовать приобрести нужные навыки? Это решение — только за вами. В лю­бом случае, самостоятельно выбрав ту или иную стратегию, вы снизите уровень стресса и почувствуете, что контролируете ситуацию и она боль­ше не опасна для вас.

Онкобиолог Георг Клейн возглав­ляет исследовательский отдел в сток­гольмском Каролинском институте. Клейн очень любит свою работу, но ему часто приходится делать то, чего он не выносит: стоять в очере­дях на регистрацию в аэропортах и составлять заявки в государственные органы на субсидии и исследователь­ские гранты. Чтобы избавиться от тягостного ощущения вынужденности, он объединил эти два ненавистных ему дела водно. Теперь он записывает свои предложения для госструктур на диктофон, стоя в очереди или ожидая рейса в аэропорту. Для него это пре­вратилось в игру: он снова чувствует себя хозяином положения.

В любых обстоятельствах, пишет ав­тор, можно ощущать себя не жертвой, а творцом. Для этого в самом выбо­ре цели надо проявлять гибкость. Возьмем для примера Фила. Он хочет стать вице-президентом компании, но боится, что предпочтут не его, а коллегу, который поддерживает тесные отношения с гендиректором. Фил может либо перетянуть генди­ректора на свою сторону, либо из­брать иную цель. Понятно, что, если он перестанет связывать успех только с карьерой, ему удастся больше вре­мени уделять близким или самораз­витию. Но какую стратегию выбрать, знает только Фил: «лучшая» — это та, что соответствует его пониманию собственного предназначения.

Любую, даже самую скучную работу можно превратить в увлекательное занятие.

Итак, чтобы работа не была источ­ником скуки и стресса, нужно направ­лять всю психическую энергию и вни­мание на ежедневные задачи. Этого же правила следует придерживаться, взаимодействуя с людьми, прежде всего с семьей. Сегодня, когда ослаб контроль общества и церкви над институтом брака, когда сохранение семьи стало делом личного выбора, она не может выжить без взаимных усилий. Чтобы совместная жизнь была во благо, надо инвестировать силы, время и внимание в интересы и цели своих домочадцев.

Собственно, все, что нужно для счастья, — это удовольствие от работы и радость от гармоничных взаимоотношений с близкими, пишет Чиксентмихайи. Но без постоянного самоограничения этого не достичь. Вряд ли счастлив тот, кто тратит жизнь на пассивные развлечения. Разве можно реализовать себя, про­водя все свободное время у телеви­зора или листая глянцевые журналы? Какое удовлетворение от жизни вы получите в итоге? В мире полно возможностей, но чтобы чем-то по-настоящему заин­тересоваться, придется потрудиться. Нужно пробудить в себе любопыт­ство, задумать какие-то собственные проекты, прочувствовать значение того, что вы делаете. И наконец, разрозненные цели, интересы и собы­тия своей жизни предстоит сплести в одно гармоничное целое — то, что психологи называют темой жизни. Кто-то хочет создать лекарство от рака, а кто-то — заработать миллион. В прошлом сознание и цели людей формировала религия. Ей на смену пришла экономическая парадигма: успех стали измерять материаль­ными достижениями. Концепция «потока» указывает направление, в котором стоит реформировать общественные институты — и сде­лать наше существование как можно более гармоничным. О том или ином строе, государстве и правительстве надо судить не по техническим дости­жениям и материальному достатку, а по тому, насколько жизнь людей на­полнена разнообразным креативным опытом. Разумеется, для всего этого человеку нужна свобода. Но прежде всего надо научиться самому конт­ролировать свое сознание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий