Кризис часто сравнивают со стихийным бедствием: штормом, ураганом, смерчем. Специалисты, кстати, всегда советуют «не высовываться» в этих экстремальных ситуациях. Во время бурана нужно оставаться в закрытом помещении — с запасом пищи, воды и топлива, а если стихия настигла на улице — лечь лицом вниз и не двигаться. При землетрясении надо спрятаться в подвале, а в случае наводнения — схватиться за то, что не утонет, и держаться. Цель всегда одна — дотянуть до прихода помощи. Неподготовленный или по неосторожности растерявший силы человек чаще всего погибает. Впрочем, известны случаи, когда смельчаки находили самые неожиданные способы спасения. Все это чем-то напоминает нынешний кризис: одни компании сдались и уже прекратили свое существование, а другие, собрав последние силы, затаились. Но есть и те, кто, воспользовавшись спадом, пытается измениться, чтобы окрепнуть к окончанию кризиса.
Что сделали: создали агентство по управлению продажами в рознице «Рисма» и компанию «Премиальные сети», которая строит фирменные магазины
В докризисное время работа дистрибутора на нашем рынке сводилась к простой схеме: взять товар у производителя и «затолкнуть» его в магазины. Когда начался кризис, цепочка «производитель — дистрибутор— розница» разорвалась, доказав свою неэффективность. Мы чувствовали себя спокойнее коллег, потому что работали с премиальным брэндом Apple, а этот сегмент пострадал не так сильно.
Происходящее заставило меня задуматься о том, какие возможности несет кризис. Первым делом мы стали отходить от классической модели дистрибуции. Я давно размышлял над тем, чтобы наполнить термин Value Added Distributor — так называет нас Apple — реальным содержанием. Теперь стало понятно: мы должны не просто проталкивать товар в розницу, а помогать производителю продавать. Вот моя логика. Любой производитель мечтает контролировать продажу своего товара и влиять на нее. Но не может, потому что имеет дело с посредником — дистрибутором. А классический дистрибутор — это просто сбытовой канал. В итоге продажи и маркетинг остаются на совести розничных сетей, которые работают с десятками брэндов и ни в какие тонкости вникать не хотят. На Западе между производителем и розницей есть прослойка — агентства, предлагающие отдельные виды услуг в сфере торгового маркетинга или мерчендайзинга. В России же все усилия посредников сводятся к promo girls и выкладке товара.
Этого мало. За пятнадцать лет работы с Apple мы решали для них самые разные задачи. И продавать тоже помогали, просто это не было отдельным бизнесом. Когда осенью продажи встали у всех, я понял, что нашими умениями могут заинтересоваться и другие премиальные брэнды. Мы разработали для них пять видов услуг: организация брэндовых зон в магазинах, управление персоналом в этих зонах, мерчендайзинг и выкладка товара, управление продажами и движением товара. Стоимость услуг ложилась на плечи производителя, но так принято во всем мире. В декабре мы открыли агентство по управлению продажами «Рисма». Его костяк составили специалисты, которые раньше обслуживали у нас продажи Apple. Вскоре нам удалось договориться с Sony, чуть позже — с Dell, сейчас идут переговоры с другими производителями. С брэндами все понятно, но почему сети пускают нас к себе? Мы увеличиваем им продажи, причем за деньги производителей. Тем более это нетрудно доказать цифрами: иногда удается поднять продажи в 2—2,5 раза. К апрелю мы работали с несколькими розничными сетями, включая «М.Видео», «Белый ветер», «МедиаМаркт».
Второе, что мы сделали, — стали открывать магазины «одного брэнда». Еще до кризиса мы развивали небольшую сеть re:Store, в которой продавали только технику Apple. Надо уточнить, что в мире электроники единственно верным форматом считается гипермаркет. При этом
в продуктовой, одежной, обувной рознице соседствуют разные форматы. Там есть гипермаркеты, моно- и мультибрэндовые бутики, экономичные сети и т.д. В электронике такого нет. Но лишь по одной причине — индустрия очень молода. А если мы говорим о премиальных брэндах в той же одежной рознице, для них ключевой формат — свой бутик. То же ждет и электронику. Мы видели это на примере re:Store:TaM все показатели заметно лучше, чем в гипермаркетах. В итоге мы составили список производителей электроники класса «премиум» с четкой концепцией. Их немного, каждый — компания с именем и культовыми продуктами, то, что нам нужно. В ноябре мы отправились в Токио к Sony и вскоре открыли несколько фирменных магазинов этого брэнда. А еще чуть позже — Bose, Lego и Nokia.
Все наши преобразования связаны с кризисом. Еще летом производители были довольны своими отношениями с дистрибуторами и розницей. Но осенью все поменялось: продажи снизились, несколько сетей обанкротилось, сбытовые каналы перестали работать. Мы быстро перестроились: сделали ставку на сервисы для розницы, сосредоточились только на премиальных брэндах и занялись строительством фирменных сетей. А в это время конкуренты борются за ослабленных корпоративных клиентов, пытаясь расплатиться с десятками производителей за однотипное недорогое оборудование.
В ECS Croup входят дистрибуторская компания diHouse, системный интегратор DPI Computers, компания «Премиальные сети» и агентство «Рисма». Оборот группы в 2008 году, по ее данным, — $35 7 млн.
Что сделали: основали дистрибуторскую компанию «Вино.ру»
Рынок шампанского очень специфичен: 80% продаж приходится на предновогодние месяцы. В предыдущие годы наши склады опустошались уже в октябре, но в этом активные продажи начались значительно позже. План мы выполнили, но было понятно: нужно думать, как избежать провала в следующем году.
Первым делом мы провели исследование рынка. Результаты удивили: спрос оказался выше, чем мы предполагали, и где-то он даже не был удовлетворен. Все упиралось в дистрибуторов, которые в кризис остались без денег и попросту не могли выкупать у нас товар. Нужно было восстановить мост между нами и потребителем. Мы рассматривали самые разные сценарии: думали даже финансировать дистрибуторов или быть поручителями для их банков. Но от этой мысли пришлось отказаться по причине непрозрачности дистрибуторов. Идея создать своего дистрибутора родилась сама: такая компания была бы подконтрольна нам, и мы точно знали, что в ней происходит. А когда мы еще раз внимательно изучили рынок и увидели, что дистрибуторы — большие и маленькие — разоряются один за другим, то поняли, что нужно идти дальше. В результате мы решили, что должны воспользоваться ситуацией и, захватывая освобождающиеся доли, создать большого универсального дистрибутора.
Выстраивать этот бизнес с нуля было бы дорого и долго. Планировали купить небольшую компанию. Даже начали прочесывать рынок, но тут знакомые из Томска рассказали мне про местного предпринимателя Андрея Аблитарова. В свое время он придумал водку «Белуга», сам организовал производство, создал брэнд, наладил дистрибуцию и маркетинг. Водочный бизнес Аблитарова выкупила «Синергия», у него осталась дистрибуторская компания без клиента — у покупателя была своя дистрибуция. Какое-то время он пытался работать с разными испанскими, французскими и итальянскими производителями алкоголя, но замену «Белуге» не нашел. Тут мы и подоспели.
Аблитаров с компанией интересовал нас по нескольким причинам. Во-первых, все его люди были профессионалами, они умели работать с большим брэндом. То, что у нас было шампанское, а у них раньше — водка, не имело значения: алкоголь он и есть алкоголь. Во-вторых, эти томичи явно были энтузиастами. Наше предложение было им интересно потому, что мы давали им пространство для реализации творческих идей. Когда я с ними встретился, чувствовалось, что они соскучились по большой работе. В-третьих, это была именно команда, да еще и с большой историей успеха за плечами. Я сделал Аблитарову и его товарищам предложение: создать для нас дистрибуторскую компанию. Задача побороться за лидерство на рынке показалась им интересной, к тому же они знали, что у нас все в порядке с ресурсами. Мы договорились, и они окончательно перебрались в Москву — руководить из Томска было бы сложно. Нам повезло: раньше мы нанимали и агентства, и отдельных маркетологов, но результат нас ни разу не устроил, а тут сразу получили опытную команду.
Пока дистрибутор, которого мы назвали «Вино.ру», занимается только «Абрау-Дюрсо», но вскоре он начнет забирать крупных клиентов у проблемных дистрибуторов и станет универсальным. Сейчас идут подготовительные работы: мы открываем склады в Центральном регионе, готовим рекламную кампанию. Ребята уже придумали кое-какие нестандартные ходы: скажем, купили для имиджа старые французские машины «а-ля Фантомас», чтобы развозить на них товар по точкам. А поскольку маркетинг, реклама и дистрибуция из-за кризиса подешевели, мы уже серьезно экономим.
Сейчас вообще хороший момент, чтобы набирать обороты. В абсолютных цифрах рынок шампанского сдувается: у людей стало меньше праздников — и пьют они все реже. И отрасль стремительно изменяется: доля дорогих производителей падает— покупатели переходят на более дешевые брэнды. Распределение в нашу пользу — это шанс закрепиться со своим классическим шампанским, отвоевать позиции у российских и украинских конкурентов и, возможно, замахнуться на доли Asti и Prosecco. Риски у проекта есть — в первую очередь они касаются человеческого фактора: а вдруг мы выбрали не ту команду? Еще, конечно, есть экономические риски: неизвестно, сколько продлится спад. Я читаю справки с предприятий и вижу, что число безработных растет с каждым днем. Но я знаю и другое: кризис закончится и тогда у нас уже не будет ни времени, ни возможности воспользоваться слабостью конкурентов.
ОАО «Абрау-Дюрсо» — старейший производитель шампанского в России. Выпускает шампанское двух разновидностей: резервуарное и классическое. Группе БоЫа1иЬ принадлежит 52% акций.
Что сделали: нашли новую схему взаимодействия с банками
В начале 2008 года мы начали сталкиваться с Гем, что приобретать ту или иную компанию стало невыгодно — цены были заоблачными. Поэтому мы стали придерживаться более консервативной политики. Как показала жизнь, это было верное решение, хотя принимали мы его интуитивно. Картина складывалась по крупице. Зимой на Экономическом форуме в Давосе мы обсуждали кризис в США, и именно во время той дискуссии я обратил внимание, что в американской экономике потенциально проблемных деривативов больше чем на триллион долларов и проблемы явно не только в ипотечных бумагах. В июле я внимательно прочитал анализ Сергея Глазьева, который предрекал неизбежную девальвацию гривны и кризис экономики Украины, где мы как раз активизировались. Получив эти сигналы, за пару месяцев до начала кризиса в России мы пересмотрели некоторые элементы своей стратегии. Во-первых, решили действовать еще осторожнее и вкладывать меньше. Во-вторых, структурировали сделки так, чтобы иметь возможность выйти из проекта на любом этапе. И, в-третьих, стали хеджировать валютные риски на Украине. Ничего выдающегося в плане не было, важно было то, что жить по нему мы начали уже в августе.
Сразу после того, как осенняя паника на рынках улеглась, мы поняли, что для нас это уникальная ситуация. Цены на некоторые активы упали в 10—15 раз. Но работать по-старому теперь было нельзя. Раньше мы следовали простой стратегии: инвестируем в бурно развивающиеся компании до $50—100 млн, не навешиваем на них больших долгов, растим лидеров своих индустрии и продаем. Для падающего рынка такой принцип не годился. Надо было искать варианты, при которых все стороны остаются в выигрыше.
И мы их нашли. Почти у всех компаний начались проблемы с выплатой долгов. Такое развитие событий совсем не устраивало банки: они либо оставались ни с чем, либо получали компанию-пустышку, из которой уже были выведены активы. В редком случае им доставалось нормальное предприятие. Но банкиры не могли и не хотели им управлять. Мы, как фонд прямых инвестиций с управленческими ресурсами и опытом, оказались очень полезными и компаниям, и банкам. Покупая долю в таком бизнесе, мы успокаивали банк, а он, видя, что кто-то готов разделить с ним риски, продлевал или реструктурировал долг. Компания получала финансирование, то есть возможность жить и развиваться. Мы же приобретали интересный бизнес по привлекательной цене. И, что было выгодно всем, компания мгновенно получала преимущество на падающем рынке: мы давали деньги и помогали менеджменту, а банк продлевал кредит. Получился треугольник: каждая сторона поддерживала другую и была в ней заинтересована. Для нас эта была новая схема: если раньше все старались привлечь фонд, пытаясь убедить его в реальности нереальных оценок бизнеса, то теперь фонд стал ключиком к спасению в реструктуризации долгов. До того мы мало взаимодействовали с банками — наши пути не пересекались. Теперь они сами выходят на нас и просят вмешаться в ту или иную ситуацию.
В нынешнем положении для нас важно не терять голову, поэтому консервативный план пришелся очень кстати: мы заключаем не больше 8—10 сделок в год и инвестируем только в те компании, бизнес которых нам понятен. Риск не разобраться и выбросить деньги на ветер сейчас высок как никогда. Ну и кроме того, нам с самого начала было ясно, что кризис — это не на полгода, как считают некоторые, а года на три-четыре, поэтому мы готовы к тому, что выходить из проектов будем только через четы ре-п ять лет.
На характере работы общий спад не сказался, разве что мы стали еще тщательнее анализировать положение дел в приобретаемых предприятиях и, оценивая активы, смотреть прежде всего не на капитализацию, а на потоки денежных средств. Зато благодаря кризису мы попали в новые для нас отрасли. Мы изучаем сектора, которые могут выиграть в результате экономических потрясений: коллекторский бизнес, производство алкоголя. Еще сейчас имеет смысл обратить внимание на отрасли, которыми интересуется государство. Вообще в действиях властей при желании всегда можно усмотреть важные сигналы. В России правительство заняло в борьбе с кризисом четкую позицию, у него есть антикризисный план, а у нас и других инвесторов — стимул развивать свой бизнес дальше. На Украине, где мы тоже работаем, — хаос, и теперь мы инвестируем в этот рынок очень осторожно.
Icon Private Equity — фонд прямых инвестиций с представительствами в Москве и Киеве. Работает в сфере финансов, телекоммуникаций, медиа, высоких технологий, ритейла. Под его управлением — более $1 млрд.
Что сделали: сделали ставку на развитие сбытовой сети, сконцентрировали производство в России
Кризис для нас наступил в середине сентября 2008 года, довольно рано. Но морально мы были к этому готовы. Информация о нестабильности рынка и резком падении спроса, поступавшая от зарубежных партнеров и филиалов, сыграла роль: мы раньше других выработали антикризисные меры и начали претворять их в жизнь. Нам было легче еще и потому, что уже до кризиса компания крепко стояла на ногах, у нас была развитая сбытовая сеть в России и странах СНГ. Согласно одному из главных пунктов стратегии развития мы должны были к 2012 году стать первыми в Европе на своем рынке. Сейчас с этим лучше было повременить — слишком большие траты. Но мы решили скорректировать стратегию и, воспользовавшись шансом, увеличить долю на внутреннем рынке. В 1998 году, когда конкуренты разорялись или занимались решением своих проблем, у нас это получилось.
Первое, что мы сделали, — стали активно развивать систему сбыта, розницу. В прошлый дефолт именно она помогла компании выжить. В 1998 году мы на собственном примере убедились, что своя розничная сеть нужна как воздух: она охватывает мелкий и средний бизнес и приносит компании 50% дохода, почти столько же, сколько и крупные клиенты. Дело в том, что у нас сложилась оптимальная модель сбыта. Каждый филиал занимается крупными клиентами, но у него в управлении находится и некоторое количество магазинов. Дефолт доказал, что для нашего рынка это идеальная схема: мы продаем спецодежду, и обычных, индивидуальных покупателей у нас не так много. Клиенты наших магазинов — это в основном небольшие аптеки, автосервисы, мастерские и т.д. Получается, сами филиалы занимаются большим бизнесом, а их магазины — малым и средним. Сейчас у нас 260 магазинов в России и странах СНГ. И мы не только не закрываем их, а открываем новые. Розница — это «живые» деньги, и они будут поступать к нам, пока крупные предприятия не оправятся от последствий кризиса и не встанут на ноги. На развитие сети мы пускаем средства, которые получаем, оптимизируя складские товарные запасы.
Ставка на оптимизацию — это наш второй шаг. Из специалистов департамента логистики центрального офиса мы создали отдел, который выполняет функции аналитического центра. Он отслеживает оборачиваемость товаров на складах в регионах. В его функции входит поиск неходовой продукции и перемещение ее на центральный склад компании — там каналов сбыта значительно больше. В результате оборачиваемость товаров растет и на центральном складе, и в регионах, а складские запасы сокращаются до оптимальных объемов. Наверное, этим могли бы заниматься и люди на местах, но любому директору выгодно, чтобы товаров на складе было как можно больше. В нынешних условиях это стратегически неверно.
Третий наш шаг — перевод части заказов из Юго-Восточной Азии на наши фабрики в Россию. Осенью, когда ситуация ухудшалась на глазах, объемы производства падали вместе со спросом. В то же время из-за девальвации рубля производить в России стало экономически выгодно. Кроме того, российское производство гибче, оно позволяет быстрее реагировать на потребности рынка: практически все наши фабрики находятся в европейской части страны, рядом; мы — собственники. Мы просто перевели большую часть китайских заказов на свои российские предприятия. В Китае остались только заказы, которые невозможно выполнить в России, например производство спецодежды из тканей с полимерными покрытиями. В результате, даже несмотря на общее резкое падение спроса, все наши российские предприятия уцелели, и мы загрузили их, насколько это было возможно. Сейчас у нас две обувные и четыре швейные фабрики, и этот фонд мы должны сохранить при любых обстоятельствах.
Хотя подводить итоги еще рано, уже сейчас наша политика дает свои плоды: компания прибыльна, наши фабрики, пусть и не с полной загрузкой, но работают. Теперь главное — добиться максимальной оборачиваемости, над чем мы и работаем.
Группа компаний «Восток-Сервис» — крупнейший разработчик, производитель и поставщик средств охраны труда в России и Восточной Европе, имеет активы в Чехии, Словакии, Венгрии, Италии. Консолидированный оборот в 2008 году составил, по данным группы, более $700 млн.
Что сделали: открыли розничную сеть «МТС»
Мы уже давно хотели создать розничную сеть под брэндом МТС. В Европе контракты и большая часть телефонов расходятся , именно через операторские сети. Это стратегически верный путь: оператор получает возможность продавать услуги потребителе напрямую. В России последние восемь лет это делали посредники — ритейлеры, которым операторы платили за доступ к абонентам. И если на растущем рынке, пока мы были заняты строительством телекоммуникационной сети, нас это устраивало, то после того как мобильный телефон появился у каждого, мы поняли, что такая модель нам больше не подходит.
Дело в том, что большинство федеральных ритейлеров, которые до этого быстро развивались на фоне роста рынка, теперь столкнулись с падением спроса на телефоны. И доходов от их продаж уже не хватало для поддержания бизнеса. Поэтому операторы, не имея собственной розницы, начали авансировать дилеров — чтобы сохранить каналы продаж своих контрактов. Дилерам же нужно было все больше денег —без них при падении спроса на телефоны им трудно было выжить. И поэтому они постоянно повышали комиссию, подключая абонентов к тому оператору, который больше платит. Затраты операторов увеличивались, отток абонентов рос, а абонентская база, постоянно переходящая от одного оператора к другому, становилась все менее доходной. Кризис стал дополнительным катализатором: денег операторов, которые они платили дилерам, все равно не хватало, часть федеральных дилеров разорилась, часть ослабла, арендные ставки и заработная плата упали. Мы решили, что сейчас самое время стартовать со своей сетью.
Еще летом прошлого года мы вели переговоры о покупке «Евросети», но отказались от сделки, поскольку посчитали, что затраты на приобретение — с учетом долга «Евросети», ее финансового состояния и неизбежного финансирования в будущем — не окупятся. Владельцы «Связного», на тот момент второй по величине сети, дали понять, что компания не продается. Мы стали изучать компании второго эшелона. У всех были одинаковые проблемы: плохо выстроенный бизнес, низкая рентабельность и огромные долги, за которые они готовы были продаться. В итоге мы остановились на двух небольших ритейлерах — «Телефон.ру», который выделялся высокой рентабельностью, и «Эльдорадо» — магазины сети были хорошо расположены, и у компании практически не было задолженности. Вместе со своими магазинами мы консолидировали более двух с половиной тысяч салонов. Так был заложен фундамент сети МТС.
Теперь нужна была команда, которая могла бы развивать столь большой бизнес. Риск сотовой розницы в том, что маржа здесь очень низкая, а цена ошибки высокая, поэтому главное — понять, как сделать этот бизнес безубыточным. Мы исходили из того, что труднее всего — создать бизнес-модель. Мы нашли интересное кадровое решение. Только команда «Связного» имела необходимый МТС опыт строительства масштабной сети, и еще в конце прошлого года мы начали переговоры с владельцем «Связного» Максимом Ноготковым о переходе группы его топ-менеджеров на работу в МТС. В марте подписали соглашение. В итоге мы получили технологии, включая логистику, поставки, маркетинг, 1Т-решения и другие ноу-хау «Связного»; Ноготков монетизировал свои навыки, а люди, перешедшие к нам, получили возможность с нуля начать новый амбициозный проект и шанс сделать хорошую карьеру. Кроме того, МТС и «Связному» удастся избежать прямой конкуренции: мы делаем акцент на операторских сервисах, они — на продаже телефонов.
Мы не стали интегрировать сеть в структуру МТС, это самостоятельный бизнес. Перед командой сети мы поставили четкие цели: обеспечить лучшее на рынке обслуживание клиентов, снизить отток абонентов, повысить доходы. Брэнд оператора гораздо сильнее брэнда любого ритейлера, а значит,у нас получится сэкономить на рекламе и продвижении сети.
На наш взгляд, у нас оптимальная стратегия развития розницы: покупка активов по разумной цене, выбор отличной управленческой команды, органическое развитие и франчайзинговые партнерства для завоевания позиций на рынке. Сегодня у сети МТС хорошие показатели по продажам контрактов на точку, а доход от абонента, подключенного в своем салоне, на 20% выше, чем у абонента, подключившегося через независимую розницу. Мы ставим цель стать лидером рынка мобильного ритейла и операторской сетью, предоставляющей клиентам лучшие возможности.
Розничная сеть «МТС» на 100% принадлежит ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Вторая на рынке мобильного ритейла сеть в России, насчитывает 2800 салонов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий