Великая русская литература создала немало образов незаурядных людей, которые так и не реализовали свой потенциал: вспомним героев Тургенева, Гончарова, Чехова. Эти образы, увы, вполне современны, и в условиях войны за таланты, когда на счету каждый способный человек, это особенно удручает. Очень долго я силился понять, в чем же проблема. На ум приходило множество соображений, в частности, о негативном влиянии среды на людей, в эту среду не вписывающихся. Можно, конечно, убаюкивать себя этим аргументом. Но тогда совершенно неясно, как в такой неблагоприятной атмосфере могла сложиться столь мощная культура, высокопочитаемая во всем мире. Загадка оставалась загадкой.
И вот недавно я натолкнулся на небольшую книжку известного американского психолога Ролло Мэя с удивительным названием «Мужество творить». Чтение заняло у меня больше времени, чем я ожидал: после каждых десяти страниц мне требовалась получасовая пауза для осмысления этого густого текста. Книга Мэя, как мне кажется, приоткрывает завесу над «загадкой русской души». И хотя речь в ней идет, прежде всего, о художественном и научном творчестве, ее выводы, на мой взгляд, применимы и к бизнесу (я искренне верю, что это и есть самое настоящее творчество).
Основная мысль Мэя отражена в названии книги: истинное творчество требует мужества, то есть способности действовать в состоянии отчаяния. Человек, никогда не испытывавший творческого подъема, может спросить: при чем здесь мужество? Мэй поясняет: любой акт творения связан с риском. Риском не достичь поставленной цели; риском не быть понятым теми, ради кого ты творишь; риском совершить тривиальную ошибку и так далее. И многие пасуют перед этим — страхи пересиливают, и человек даже не пытается что-то предпринять. Потом, осознав свое малодушие, он начинает искать себе оправдание и чаще всего винит внешнюю среду, мешающую самореализации. Но ведь «есть упоение в бою» — и оно неразрывно связано с творчеством.
Однако мысль Мэя была бы не столь оригинальной, если бы он не предложил еще одну концепцию, способствующую пониманию творческого процесса. Это концепция встречи: акт творчества происходит, когда человек встречается с проблемой, осознает ее и сосредоточивается на ней.
Какое отношение это имеет к бизнесу, спросите вы? Самое прямое. Если у человека есть бизнес-идея, у него должно быть мужество ее опробовать. Да, среда, в которой мы живем, не самая благоприятная, но это не может служить оправданием бездействия. По существу все российские компании родились благодаря мужеству их создателей. Дух захватывает, когда слушаешь рассказ Дмитрия Борисовича Зимина о создании «Вымпелкома». По всем законам формальной логики эта компания либо не должна была родиться в недрах советской оборонки, либо не должна была выжить в условиях недобросовестной конкуренции 1990-х. Но она родилась и успешно работает вот уже много лет.
Могут ли лидеры бизнеса вдохновлять сотрудников на творчество? Следуя логике Мэя, могут. Для этого они, прежде всего, должны создавать условия для встречи людей с теми творческими проблемами, которые способны радикально продвинуть бизнес. Мне кажется, это и есть основная цель управления талантами. Это прекрасно понимают создатели Google, поэтому их компания и добилась феноменального успеха.
Еще одна задача лидеров — укреплять мужество сотрудников. Особенно это важно в условиях кризиса, когда люди так часто впадают в отчаяние. В одном из апокрифов рассказывается, что во время перехода через пустыню войско Александра Македонского жестоко страдало от жажды. Страдал и сам император. Но, когда ему предложили воды, он отказался, сказав: «Если я сделаю, хотя бы глоток, мои воины потеряют мужество». Вот он — пример лидерского поведения во время кризиса!
Укрепляя мужество, мы содействуем творчеству, а значит, создаем будущее, о котором каждый из нас, я уверен, мечтает.
Сергей Филонович — профессор, доктор
физико-математических наук, декан Высшей школы
менеджмента ГУ-ВШЭ, консультант по менеджменту.
Комментариев нет:
Отправить комментарий