понедельник, 15 февраля 2010 г.

МУЖЕСТВО ТВОРИТЬ

Великая русская  литература создала немало образов не­заурядных людей, которые так и не реализовали свой потенциал: вспомним героев Тургенева, Гончарова, Че­хова. Эти образы, увы, вполне современны, и в услови­ях войны за таланты, когда на счету каждый способный человек, это особенно удручает. Очень долго я силил­ся понять, в чем же проблема. На ум приходило мно­жество соображений, в частности, о негативном влия­нии среды на людей, в эту среду не вписывающихся. Можно, конечно, убаюкивать себя этим аргументом. Но тогда совершенно неясно, как в такой неблагопри­ятной атмосфере могла сложиться столь мощная куль­тура, высокопочитаемая во всем мире. Загадка остава­лась загадкой.

 

И вот недавно я натолкнулся на небольшую книжку известного американского психолога Ролло Мэя с уди­вительным названием «Мужество творить». Чтение за­няло у меня больше времени, чем я ожидал: после каж­дых десяти страниц мне требовалась получасовая пауза для осмысления этого густого текста. Книга Мэя, как мне кажется, приоткрывает завесу над «загадкой рус­ской души». И хотя речь в ней идет, прежде всего, о ху­дожественном и научном творчестве, ее выводы, на мой взгляд, применимы и к бизнесу (я искренне верю, что это и есть самое настоящее творчество).

 

Основная мысль Мэя отражена в названии книги: истинное творчество требует мужества, то есть спо­собности действовать в состоянии отчаяния. Человек, никогда не испытывавший творческого подъема, мо­жет спросить: при чем здесь мужество? Мэй поясня­ет: любой акт творения связан с риском. Риском не достичь поставленной цели; риском не быть понятым теми, ради кого ты творишь; риском совершить три­виальную ошибку и так далее. И многие пасуют перед этим — страхи пересиливают, и человек даже не пыта­ется что-то предпринять. Потом, осознав свое малоду­шие, он начинает искать себе оправдание и чаще все­го винит внешнюю среду, мешающую самореализации. Но ведь «есть упоение в бою» — и оно неразрывно свя­зано с творчеством.

 

Однако мысль Мэя была бы не столь оригиналь­ной, если бы он не предложил еще одну концепцию, способствующую пониманию творческого процесса. Это концепция встречи: акт творчества происходит, ког­да человек встречается с проблемой, осознает ее и со­средоточивается на ней.

 

Какое отношение это имеет к бизнесу, спросите вы? Самое прямое. Если у человека есть бизнес-идея, у него должно быть мужество ее опробовать. Да, среда, в кото­рой мы живем, не самая благоприятная, но это не мо­жет служить оправданием бездействия. По существу все российские компании родились благодаря мужеству их создателей. Дух захватывает, когда слушаешь рассказ Дмитрия Борисовича Зимина о создании «Вымпелкома». По всем законам формальной логики эта компа­ния либо не должна была родиться в недрах советской оборонки, либо не должна была выжить в условиях не­добросовестной конкуренции 1990-х. Но она родилась и успешно работает вот уже много лет.

 

Могут ли лидеры бизнеса вдохновлять сотрудни­ков на творчество? Следуя логике Мэя, могут. Для это­го они, прежде всего, должны создавать условия для встречи людей с теми творческими проблемами, кото­рые способны радикально продвинуть бизнес. Мне ка­жется, это и есть основная цель управления талантами. Это прекрасно понимают создатели Google, поэтому их компания и добилась феноменального успеха.

 

Еще одна задача лидеров укреплять мужество со­трудников. Особенно это важно в условиях кризиса, когда люди так часто впадают в отчаяние. В одном из апокрифов рассказывается, что во время перехода че­рез пустыню войско Александра Македонского жестоко страдало от жажды. Страдал и сам император. Но, ког­да ему предложили воды, он отказался, сказав: «Если я сделаю, хотя бы глоток, мои воины потеряют мужест­во». Вот он пример лидерского поведения во вре­мя кризиса!

 

Укрепляя мужество, мы содействуем творчеству, а значит, создаем будущее, о котором каждый из нас, я уверен, мечтает.

 

               

 

 

 

                                                                   Сергей Филонович профессор, доктор

                                                                   физико-математических наук, декан Высшей школы

                                                                   менедж­мента ГУ-ВШЭ, консультант по менеджменту.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий