пятница, 18 декабря 2009 г.

КРИЗИС: НАЖИТЬ ИЛИ ВЫЖИТЬ?

Генеральный директор ГК «Уайт» уверен: после кризиса рынок изменится, зна­чит, нужно действовать на опережение: наметить новые точки роста и активно развиваться. С ним не согласен испол­нительный директор: он убежден, что кризис не время для перемен.

—а что, правда, Николай Петрович возвращается? — Иван, личный водитель основателя и генерального директора группы компаний «Уайт», с надеждой взглянул на секретаршу Леночку. — Неужели у меня, наконец, появится работа?

Уже пару лет Иван ходил в офис как в интернет-клуб. Николай Петрович Палтусов, «хозяин» Ивана, в Питере появлялся редко, и Иван почти все рабо­чее время, как с завистью говорила Леночка, гонял балду. Человек старой закалки, он переживал, что получает зарплату ни за что, и с готовностью брал­ся за любые поручения руководителей и рядовых сотрудников «Уайта». Оставшееся время он про­водил за компьютером — в основном на форумах, посвященных гонкам по бездо­рожью «Ладога-Трофи».

— Да, — вздохнула Леночка, — возвращается. Не понимаю, чему ты радуешься: чует мое сердце, с его приездом только хуже будет.

— Да брось ты, — возразил Иван. — Ты его просто не знаешь. Николай Петрович — голова! Он нас всех спасет.

— Ой, сомневаюсь, — покача­ла головой Леночка.— Утопит он нас. Я за свое место, знаешь, как переживаю. Вот посокращает он всех — и где мне новую работу в кризис искать?!

— Не боись, Ленок, — подмигнул Иван. — Все будет окей.

Путь к мечте

Николай Петрович Палтусов всю жизнь «болел» Великобританией. «Когда-нибудь, — говаривал он в юности, — когда я стану богатым и знаменитым, я прикуплю себе домик на острове Уайт и буду жить там в свое удовольствие». Первый шаг к осуществлению мечты он сделал на заре карьеры — назвал свою компанию в честь будущего места жительства и изобразил на ее логотипе ромб — такой же, как на флаге острова.

Первым бизнесом Палтусова стал девелопмент. Пользуясь связями в правительстве области, он выгод­но приобретал участки под застрой­ку, инвестировал в инженерную ин­фраструктуру, приводил в порядок документацию и выставлял лот на продажу по цене, в несколько раз превышавшей все затраты. Мно­гие участки требовали серьезных осушительных работ, и Палтусов стал закупать насосное оборудо­вание у известного европейского производителя Norgefos, а через некоторое время и сам занялся про­дажей насосных станций. Так у него появился второй бизнес. Потом он придержал два земельных участка, доставшихся ему особенно дешево, и пустил их в дело — на одном за­теял строительство логистического терминала, а другой выгодно об­менял на автосалон, торговавший подержанными машинами.

Наладив работу всех своих бизнесов, Палтусов наконец решил: пора отдохнуть. Он подыскал себе симпатичный домик на острове Уайт — в небольшом городке на са­мом берегу моря, утряс последние формальности и покинул родину на неопределенный срок. Бразды правления компанией он передал Леониду Крашенинникову, испол­нительному директору «Уайта», владевшему 15% акций. Уверен­ный, что компания в надежных руках, Палтусов почти перестал интересоваться ее делами (диви­денды он получал регулярно, да и в отчетах все было в порядке) и с головой окунулся в новую бес­печную жизнь.

Конфликт стратегий

— Я думаю, приезжать сейчас не имеет смысла. — Крашенинников старался говорить спокойно, но голос выдавал волнение.

— Не имеет смысла? — удивлен­но переспросил Палтусов.— Вы счи­таете, что в такое время я должен сидеть на берегу моря и любоваться закатами? Мне сейчас нелегко, вло­жения в ценные бумаги обесцени­лись, доля в английской брокерской компании упала в цене. Я не могу допустить, чтобы и «Уайт» пошел ко дну — а это, судя по всему, весьма реальная перспектива. Я же вижу, что в последние несколько месяцев доходы едва перекрывают операци­онные расходы.

— Николай Петрович, вы сгуща­ете краски. Реальной угрозы нет. Сейчас всем тяжело. Обстоятельст­ва изменились, и с этим мы ничего поделать не можем. Но люди-то не стали работать хуже.

— Я что, похож на идиота?! — взорвался Палтусов. — Думаете, я не понимаю, что ситуация из­менилась? Но валить все на об­стоятельства — последнее дело. Просто потрясающе, как вы може­те сохранять такое спокойствие, когда все вокруг горит. Даже не горит — полыхает.

— Полыхает у того, кто много должен. И кому должны — и непо­нятно, как и когда будут отдавать. А у нас финансовый рычаг очень скромный. Товарный кредит от Norgefos — на складе. В любой момент, если прижмет, можем вернуть. Машины всегда закупа­ли под заказ после предоплаты. Стройку остановили. Есть пара проблем с банками, но мы уже почти договорились о реструкту­ризации основной задолженности. Так что все под контролем. Сейчас главное — не делать резких движе­ний. Кризис когда-нибудь завер­шится, и у нас все окончательно наладится...

— Что значит «наладится»? Мы с вами должны все налаживать сами. Может быть, у нас действи­тельно не все так плохо, как кажет­ся издалека. Я приеду и разберусь. Но это не единственная моя задача. Компанию сейчас надо не только спасать — ее надо развивать!

— Николай Петрович, о чем это вы? — Крашенинников, кажется, не поверил своим ушам. — Развивать? Это в кризис-то?

— Да, именно в кризис! Кри­зис — идеальное время для...

— Нет, подождите, — перебил его Крашенинников. — О каком развитии может идти речь? Сейчас наша основная задача — держать маржу на прежнем уровне. Мы сокращаем расходы, сворачиваем новые направления. Вот, скажем, продажи у нас упали на тридцать процентов, значит, расходы надо сократить на пятьдесят.

— Знаете, Леонид, оперировать цифрами по компании в целом — это, безусловно, правильно, но нам необходим более фрагментированный подход. У нас есть бизнес-юниты, — последнее время Пал­тусов все чаще расцвечивал речь английскими словами, — которые откровенно завалены. Я приеду, и мы вместе посмотрим: может, стоит что-то продать, пополнить операционный капитал. И усилить то, что выстрелит в ближайшем будущем.

— А что выстрелит в ближайшем будущем? Вы знаете?

— Некоторые сектора экономики уже сейчас показывают определен­ный рост... — Палтусов на секунду задумался. — Ну вот, скажем, мы торгуем машинами — так, может, фиг с ними? Все равно это, ско­рее, хобби. Ну, или что-то вроде того. Может, от этого стоит совсем отказаться. И наоборот, именно сейчас, когда продажи упали, за­столбить пару новых площадок. Спрос начнет восстанавливаться, и мы окажемся в авангарде отрас­левого роста. Это не руководство к действию, а, скорее, наметки. Я просто рассуждаю вслух. Еще раз повторяю: я приеду, и мы во всем разберемся.

Поняв, что Палтусова не переубедить, и он обязательно сорвется с места и кинется реорганизовы­вать компанию, Крашенинников сник. Стратегия, которую пропа­гандировал генеральный директор, показалась ему не просто оши­бочной — даже абсурдной. Но при­чина была не только в этом. Еще одно обстоятельство делало приезд генерального директора крайне нежелательным: Леонид и Николай Петрович принадлежали разным эпохам, исповедовали разные сти­ли и методы управления.

Палтусов был «строгим, но спра­ведливым» барином. Он мог и на­казать, и по головке погладить. Мог стереть в порошок, унизить и накричать, а потом все простить, приблизить к себе, «взять с собой на охоту». Крашенинников же, че­ловек постсоветской формации, держал всех на равноудаленном расстоянии. Принципы управле­ния, которых он придерживался, были ясны всем. Он продвигал и на­граждал толковых сотрудников, сти­мулировал трудовое рвение у от­стающих. С его приходом все стало работать четко и предсказуемо.

В условиях нестабильности, эмо­ционального напряжения, неуве­ренности в будущем эта разность подходов могла дестабилизировать коллектив, внести разлад и смуту в рабочий процесс. Крашенинни­ков был уверен: сотрудники, кото­рых он подбирал под себя, встанут на его сторону, а вот старая гвар­дия, сохранившая веру во «всемо­гущего царя-батюшку», поддержит Палтусова; найдутся и те, кто будет действовать по принципу «и ва­шим, и нашим». Очевидно, это вызовет сплетни и конфликты. Ат­мосфера в коллективе испортится, командный дух испарится. И, как человек с ослабленным иммуни­тетом, компания с подорванной корпоративной культурой зачахнет, и кризис не переживет.

— Николай Петрович! — В голосе Крашенинникова звучала умираю­щая надежда. — Мне, правда, ка­жется, сейчас не лучшее время для перемен. Давайте немного подож­дем. Нам бы продержаться, пока ситуация не начнет налаживаться, а потом мы спокойно выплывем вместе с рынком. Вот пройдет кри­зис, и все вернется на круги своя.

— Послушайте меня, молодой человек! Я много пожил и много видел. Вот вы говорите «выплы­вем с рынком». Но ведь когда кри­зис минует, все изменится. Рынок уже не будет таким, как прежде.

Поэтому мы должны действовать на опережение, наметить новые точки роста. Сейчас можно сделать хороший задел на будущее: те, кому стало совсем худо, готовы отдаться нам за бесценок.

— Ну не надо нам ловить рыбу в мутной воде... — слабо возразил Крашенинников.

— Если мы, как вы советуете, ляжем в стратегический дрейф, то откатимся далеко назад, — пари­ровал Палтусов. — Короче, я при­летаю в эту субботу. Вечерний рейс British Airways. Пусть Иван меня встретит.

Затаиться или...

Чтобы развеяться после неприят­ного разговора, Крашенинников вышел в коридор. В офисе было неожиданно тихо. Он взглянул на часы: восемь сорок. Ну, еще бы, все уже давно разошлись. Налив себе кофе, Крашенинников сел за столик на пустой кухне.

«Похоже, Николай Петрович со­всем оторвался от действительнос­ти, — подумал он.— Да оно и понят­но: разве с далекого острова видно, что творится на родной земле? Са­мое ужасное, что Палтусов — как танк: прет вперед, и ничем его не остановить. Сейчас он приедет и раз­вернет бурную деятельность. Будет ловить попутный ветер, выплески­вать свою немереную энергию».

Отхлебнув кофе, Крашенинников поморщился: слишком много саха­ра. Наверное, задумался и сам не заметил, как положил пару лишних ложек.

«Будем рассуждать логически, — попробовал он собраться с мыс­лями. — Что может придумать Палтусов? Решит продать логисти­ческий терминал — незавершенное строительство? Так его еще надо умудриться продать. И что делать с этими деньгами? Гасить кассовые разрывы? Искать привлекательные объекты для реинвестирования? Покупать бизнесы, которыми "Уайт" в принципе никогда не занимался? Распылять силы на переговоры, вместо того чтобы заниматься теку­щей эффективностью?! А ведь собст­венный логистический терминал — это наша мечта! С какой любовью мы его строили — не спеша, в свое удовольствие. "Уайт" — заказчик и застройщик. "Уайт" — генпроектировщик и генподрядчик. А если мы его продадим, что делать с про­ектным офисом? Там же профессио­налы с большой буквы...

Или вдруг он решит отказаться от автомобильной темы. Даже на­верняка — для него это всегда было игрушкой. И ведь продаст легко: предложения по покупке поступа­ли даже пару месяцев назад, в са­мые тревожные времена...»

Погруженный в тяжелые мыс­ли, Крашенинников не услышал телефонного звонка: мобильный в кармане повибрировал и разоча­рованно затих.

«Скорее всего, шанс сохранить все наши компании у меня есть, — с надеждой подумал Крашенин­ников.— Я почти уверен, что мне удастся склонить на свою сторону часть членов совета директоров. Сколочу коалицию, и будем дер­жать оборону. Согласуем на совете несколько сценариев и возьмем за ориентир самый пессимис­тичный. Заляжем на дно, будем придерживаться минимального уровня затрат. Сохраним ключе­вых людей. Во что бы то ни стало, достроим терминал и встроим его в какую-нибудь международную логистическую цепочку. Вот уж где пригодятся новые связи Ни­колая Петровича. А когда кризис закончится, будем думать, что де­лать дальше. Сосредоточиться на чем-то одном или по-прежнему развивать все направления».

И вдруг Крашенинников осекся. Неожиданно ему пришла в голову новая мысль: а что если Палтусов в чем-то прав и в его теории есть рациональное звено?

«А может, и правда, я чего-то не понимаю? Я же никогда не рабо­тал в условиях неопределенности. Одно дело — руководить, когда все сыты и целы, другое — когда завт­ра, не дай бог, зарплату платить будет нечем. А Николай Петрович человек умный, опытный. Чувству­ет, видимо, что где-то рядом ходят большие деньги...»

«Но где они, эти деньги?! — сам себе возразил Крашенинников, — На господдержку нам рассчиты­вать не приходится: не социально значимый бизнес. Конечно, Пал­тусов может что-то выпросить на уровне города, но этим мы свяжем себе руки — опять попадем в зави­симость от чиновников».

Внутренний диалог окончатель­но лишил Крашенинникова душев­ного равновесия. В нем как будто схлестнулись два разных человека: один — убежденный в собственной правоте, другой — сомневающийся и неуверенный в себе.

«А может, и правда, нам стоит что-нибудь продать? Похоже, сей­час три бизнеса тянут нас в разные стороны, как лебедь, рак и щука. Но кто знал, что все так обернется?! У каждого бизнеса были свои нор­мы рентабельности, свои стра­тегии. Риски были разнесены по трем отраслям. Автомобили — дело доходное и имиджевое. Тор­говый дом, продающий насосное оборудование, — маленький свеч­ной заводик. Капало по капельке. Квалифицированный персонал. Никогда никаких сбоев. Девелопмент — более серьезная тема, но перспективы уже год назад стали весьма туманны. Лакомые участки давно разобраны. А на вторичном рынке мы никогда не работали...»

Крашенинников не знал, что и думать. Стратегия выживания казалась ему более подходящей; в том, что рынок не изменится пос­ле выхода из кризиса, он тоже не сомневался. Но внутренний голос, убеждавший его в правоте — хотя бы частичной — Николая Петрови­ча, был уж больно настойчив...

Только вперед?

Николай Петрович Палтусов ле­тел в Москву с тяжелым сердцем. Разговор с Крашенинниковым ос­тавил у него в душе неприятный осадок. Все эти годы, когда он на­блюдал за развитием компании из-за рубежа, Леонид казался ему разумным и надежным человеком. Не раз Палтусов хвалил себя за выбор исполнительного директора и гордился, что сумел разглядеть в подчиненном задатки лидера. Ему казалось, что они дышат од­ним воздухом и одинаково на все реагируют. Но тут оказалось, что они с Крашенинниковым расходят­ся в самом главном — в представле­нии о будущем компании.

«Ну, ничего, — успокаивал себя Палтусов. — Я сейчас все перетрясу и разберусь, как нам действовать. Наверняка придется от чего-то отказаться. Первый кандидат на вылет — недостроенный терминал. Сейчас строительство законсерви­ровано, но он все равно съедает кучу денег. Охрана, налоги, протапливание зимой, профилактика всех систем. Если терминал не продать, в обозримом будущем его при­дется достраивать, иначе никакая госкомиссия потом не подпишет ни один акт. А денег на строительство у нас нет. Второй кандидат — авто­центр. Тут мы выручим хорошие деньги — часть пустим на погаше­ние оперативной задолженности, часть — на развитие насосного бизнеса. Откроем торговые дома в Новгороде, Пскове, Череповце. Перекупим лучших продавцов. Да их и перекупать не придется: живая очередь на рынке труда. Музыку заказывает работодатель. Медленно, но верно выйдем на первое место в регионах. Ну а на оставшиеся средства купим новый бизнес — по бросовым ценам у па­дающего владельца».

И тут Палтусов представил себе, с каким сопротивлением ему при­дется столкнуться при осуществле­нии своего плана. Нет, конечно, сторонники у него будут — это однозначно, но и противники най­дутся: наверняка Крашенинников уже провел агиткампанию.

«Ну, как можно мыслить так од­нобоко?! — снова завелся Пал­тусов. — Как можно быть таким зашоренным? И ведь я уверен, Кра­шенинников тоже печется о компа­нии. В чем же тогда дело? Неужели он не видит, что кризис — самое время брать быка за рога? А может, он как раз понимает что-то такое, чего не понимаю я? Но что?»

Палтусов закрыл глаза и заду­мался. Самолет шел на посадку...

Игорь Чепенко,

генеральный директор ЗАО ТФД «Брок-Инвест-Сервис и К»

В этой истории описана классическая ситуация: конфликт разных подходов к ведению бизнеса. Первый — предпри­нимательский, его отстаивает Палтусов, «барин», создавший компанию и уехав­ший на отдых. Второй — менеджерский, его пропагандирует Крашенинников. В кризис конфликт обостряется — в том числе из-за общей нервозности, усилива­ющейся в это время. Каждый из героев начинает сомневаться в своей правоте: Палтусов, который в начале заявляет: «Я приеду и наведу порядок», в конце концов, задается вопросом: «Может, Крашенинников понимает что-то такое, чего не понимаю я?» Похожие мысли одолевают и Крашенинникова: он вдруг задумывается, не мешает ли ему погру­женность в операционное управление.

У сомнений, к которым приводят нервозность и неопределенность, есть и положительная сторона. Это первый шаг к столу переговоров. Если герои не попытаются договориться, их взаимное раздражение постепенно превратится в хроническую болезнь и приведет к развалу бизнеса. В идеале Палтусов и Крашенинников должны выработать стратегию взаимодействия и взаимодо­полнения. Каждый из них в чем-то хорош, каждый обладает какими-то уникальны­ми навыками. Палтусов — харизматичный лидер, у него нюх на деньги. Краше­нинников — грамотный управленец, он умеет тщательно выстраивать систему мотивации и планирования, он эмоци­онально устойчив и всегда действует по­следовательно. Поняв, кто, в чем силен, Палтусов и Крашенинников должны разделить обязанности по управлению компанией на разных этапах.

Что касается стратегии организации в кризис, я считаю, здесь есть универ­сальное правило, которое подойдет «Уайту» так же, как и большинству других компаний. Когда кризис только

набирает обороты и неопределенность принимает такой масштаб, что ей не в силах противостоять ни генеральный, ни исполнительный директор, компания должна следовать стратегии выжива­ния. Да, возможно придется «удариться о дно», залечь и затаиться. В такой мо­мент нужно внимательно осмотреться, сбалансировать доходы с расходами, то есть поработать с цифрами, таблицами, бюджетами. Надеюсь, у Палтусова хватит мудрости понять, что на этом этапе он компании не поможет, и отдать все пол­номочия Крашенинникову. Думаю, под его руководством «Уайт» за полгода смо­жет достичь определенной стабильности и даже начать зарабатывать прибыль.

Когда руководители поймут, что ситу­ация под контролем: нет кассовых раз­рывов, все нормально с кредитным порт­фелем, — пора постепенно переходить к этапу развития. На этой стадии нужно открывать новый проект. Какой имен­но — сказать не могу, ведь куда пойдет государство после кризиса и как изменит­ся рынок, не знаю ни я, ни Палтусов, ни Крашенинников. Но вот в том, что за рын­ком нужно внимательно следить, улавли­вать малейшие сдвиги, я не сомневаюсь.

Чтобы стратегия развития принесла плоды, все акционеры и наемные ме­неджеры должны хорошо понимать ее суть — значит, ее нужно внятно и чет­ко сформулировать. Получится ли это у Палтусова, не знаю: до сих пор его биз­нес рос и расширялся, как придется, без какой-либо взаимосвязи. Да и сейчас, ког­да он рассуждает о развитии, он говорит: «прикупим что-нибудь» — подвернется ему бизнес по разведению бобров, он им и займется. А это очень опасно. Если компания не сможет выработать единую стратегию развития, скорее всего, ей луч­ше остановиться на этапе выживания. Это спасет ее сейчас, но не обеспечит успеха в будущем.

Владимир Скворцов,

генеральный директор компании «АльфаСтрахование»

Я не специалист в девелопменте, насосном оборудовании и продаже автомо­билей, но, с точки зрения бизнеса, ни одно из решений, которые предлагают руководители группы компаний «Уайт», нельзя безоговорочно назвать верным. С одной стороны, очевидно, что прово­дить революцию в организации во вре­мя кризиса — подобно самоубийству. Развитие новых проектов, не связанных с основной специализацией компании, наверняка негативно отразится на ус­пешно работающих «бизнес-юнитах» (если пользоваться терминологией Палтусова). Покупка «нового бизне­са по бросовым ценам у падающего владельца» может поставить под удар удачно выходящую из кризиса органи­зацию. С другой стороны, замыкаться только на операционной деятельности, не оценивать изменяющиеся рыночные перспективы — значит упустить свой шанс на существенный скачок. Именно в кризис, благодаря уникальному стече­нию обстоятельств, появляются новые возможности, которые позволяют в разы капитализировать бизнес, наращивать присутствие компании на рынке, нани­мать недоступных прежде высококлас­сных специалистов.

Судя по тому, что мы знаем о «Уайте», ее положение сейчас нельзя назвать особенно тяжелым. Это значит, что ком­пании в принципе ничего не угрожает, и она находится в здоровом состоянии. В такой ситуации, я полагаю, Палтусову и Крашенинникову стоит задуматься о развитии — причем преимущественно в профильной сфере, ведь там и у руково­дителей, и у команды уже есть необходи­мый опыт. По всей видимости, Палтусов осознает, что в кризис нужно развивать знакомые и хорошо изученные направ­ления бизнеса. Однако, когда он говори «...откроем торговые дома в Новгороде, Пскове, Череповце, перекупим лучших продавцов», — мы понимаем, что он не видит явных многообещающих возмож­ностей для роста. Если вспомнить слова Крашенинникова: «...торговый дом, про­дающий насосное оборудование,— ма­ленький свечной заводик. Капало по капельке», — станет ясно, что рассужде­ния Палтусова свидетельствуют скорее о желании вложить спасенные из пада­ющих направлений деньги — вложить хоть куда-нибудь, лишь бы не пропали. Об осознанной инвестиционной страте­гии речь здесь не идет.

Каким путем должна идти компания в тот или иной момент своей истории (особенно в кризис) — зависит от мно­жества факторов. Поэтому, прежде чем принимать какое-либо решение, я бы советовал героям как можно более адек­ватно оценить, во-первых, сложившуюся рыночную ситуацию — в том числе по­тенциальные риски, а во-вторых — фи­нансовое положение компании. Если с головой броситься в развитие нового направления или недооценить экономи­ческие риски, последствия будут плачев­ными.

Я убежден: кризис — пора новых воз­можностей и, чтобы воспользоваться ими по максимуму, нужно действовать коллегиально. Поэтому мой главный совет героям: следует обязательно обсу­дить все варианты развития компании, скрупулезно, без эмоций оценить их и, взвесив все плюсы и минусы, прийти к общему решению. Баланс интересов «консерваторов», боящихся что-либо менять, и «революционеров», пыта­ющихся энергично развивать бизнес, непременно нужно соблюсти. И тогда компания наверняка выберет правиль­ный путь.

Зося Герчикова,

управляющий партнер ГК «Топ-Менеджмент Консалт»

Конфликт, возникший в компании «Уайт», угрожает ее существованию: руководите­ли, у каждого из которых свой взгляд на будущее бизнеса, тянут ее в разные сторо­ны. И хотя предпринимательский подход больше соответствует требованиям кри­зисного времени, назвать Палтусова иде­альным руководителем нельзя потому, что он давно отошел от операционного управления и может допустить ряд серь­езнейших ошибок. Поэтому я считаю: чтобы успешно управлять компанией в условиях неопределенности, нужно скомбинировать стратегии, предлагае­мые Палтусовым и Крашенинниковым. Чтобы понять, как их лучше объединить, рассмотрим каждую по отдельности.

Стратегия выживания, которую отста­ивает Крашенинников, редко бывает выигрышной. Большинство российских компаний так и не отказались от посто­янных показателей издержек, и в кризис снижение затрат у них чаще всего про­исходит за счет механического «среза­ния». В выигрыше оказываются лишь те, кто решился ввести переменные пока­затели во все статьи расходов, включая заработную плату. Но таких компаний немного, так как для этого необходимо изменить обычный порядок подготовки информации и принятия управленчес­ких решений на нескольких уровнях. Например, нужно прогнозировать вы­ручку по продуктам и клиентам на месяц и квартал вперед, чтобы регулировать расходы на следующий месяц, а не пост­фактум; нужно подводить финансовые итоги не в конце следующего месяца, а в самом начале. К сожалению, менедже­ры и представители финансовых служб к такому порядку пока не готовы. Между тем переходить к гибкому прогнозирова­нию и «переменным» бюджетам компа­ниям все равно придется, ведь лидерство

по издержкам нужно сохранять не только в тяжелые времена.

Что касается стратегии кризисного рос­та, которой придерживается Палтусов, то ее можно реализовывать по-разному. Если компания находится в лучшем по­ложении, чем ее основные конкуренты, она может захватить их объемы — либо за счет финансового рычага (если она не перебрала кредитов до кризиса), либо за счет определенных преимуществ (качест­ва, гибкой реакции на изменяющийся спрос, низкой себестоимости, то есть вы­сокой производительности и оптимизи­рованных процессов).

Второй вариант — купить упавшие в цене бизнесы с большим потенциалом роста. В активы, обремененные долга­ми, вкладываться слишком рискованно. Поэтому лучше искать активы благопо­лучные — владельцы проблемных бизнесов, которые не могут рассчитаться с кредиторами, иногда продают их, чтобы продержаться на плаву.

И третий вариант — искать новые рыночные возможности (ассортимент, география, услуги) для существующего бизнеса. Воспользоваться ими нужно уже сейчас, когда упали цены и можно тестировать свои идеи на малобюджет­ных пилотных проектах.

Оценив обе стратегии, я бы рекомен­довала «Уайту» скомбинировать их следующим образом. Выбрать второй и третий варианты стратегии роста, то есть тратить деньги только на поиск и быструю проверку новых рыночных возможностей и беспроблемных акти­вов. Руководить этим нужно Палтусову: он больше видит и может использовать нестандартные подходы. Во всем осталь­ном следует придерживаться стратегии выживания, а за это должен отвечать уже Крашенинников.

Дмитрий Павлов

Комментариев нет:

Отправить комментарий