Считается, что в бизнесе эмоциям не место. Но если так, то возникают две большие проблемы. Во-первых, их нелегко обуздать: это подтвердит каждый, у кого в самые напряженные моменты деловых встреч потеют ладони, и колотится сердце. Во-вторых, и это главное, — сдерживать чувства невыгодно. Наоборот, их нужно чаще выпускать на волю — так проще выправить отношения, расположить к себе коллег и партнеров, достичь с ними взаимовыгодных договоренностей. А во время кризиса, когда с другими видами поощрений плоховато, проявлять положительные эмоции особенно важно — чтобы поднять настроение людям, ведь боевой дух может стать одним из важнейших конкурентных преимуществ вашей организации.
Мы с коллегами в ходе научной работы и консультирования руководителей компаний и госучреждений пришли к выводу, что эмоции возникают не на пустом месте. Чаще всего за те, что проявляются при повседневном общении и конфликтах на работе, отвечают пять ключевых, вполне предсказуемых потребностей. В справедливой оценке (признании заслуг), в симпатии окружающих (эмоциональной связи с другими), в независимости (свободе чувствовать, думать и принимать решения), в достойном статусе (необходимость чувствовать, что по положению в организации мы не хуже остальных) и важной роли (нужной для дела должности и соответствующей деятельности). Учитывая эти потребности, можно потенциально неприятный разговор направить в нужное русло и добиться, что начальники, коллеги и подчиненные будут охотнее сотрудничать с вами.
Чтобы понятнее было, что я имею в виду, расскажу истории двух людей. Обоих уволили, но по-разному. Джейн узнала, что ее подразделение из-за разного рода экономических трудностей собираются расформировать, от начальника. Говоря это, он даже не поблагодарил ее за годы работы в компании. Кроме того, он лишил ее свободы маневра, не предупредив об увольнении заранее. У Джейн было ощущение, что вышестоящие, которых она считала верными союзниками и друзьями, не просто поставили на ней крест, а банально предали нее. Она была в ярости и грозилась дойти до суда.
Крис, менеджер другой компании, потерял работу по той же причине, но его начальник проявил чуткость и потому смягчил удар. Сначала он показал Крису данные о продажах за предыдущий квартал и спросил, как, по мнению Криса, можно было бы повысить прибыль. Так Крис впервые и узнал о финансовых проблемах компании. Торговля шла все хуже, и руководители в борьбе за экономию решили сократить ставку Криса.
Но ему предложили выбор: поработать еще месяц на полной ставке или два месяца на неполной. Еще ему сказали, что возьмут обратно, как только ситуация изменится к лучшему. Вдобавок начальник Криса пообещал свести его с полезными людьми.
Хотя Крис потерял работу, он не в обиде на компанию. Руководитель отдал ему должное, спросив совета, предложив Крису самому выбрать условия увольнения и оставив для него дверь открытой на будущее, учел его потребность в независимости и помог ему с деловыми связями.
Помня о пяти основных эмоциональных потребностях людей, вы владеете низкозатратным и весьма эффективным методом воздействия на них. Создавая и поддерживая у себя в организации дружескую атмосферу, вы тем самым гарантируете себе, что ваши дела будут идти все лучше в благополучные времена, а неблагополучные вы легко переживете.
Дэниел Шапиро, руководитель программы
по проведению международных переговоров
юридического факультета Гарвардского университета,
преподаватель медицинского факультета
Гарвардского университета, сотрудник больницы
Маклинна (Белмонт, штат Массачусетс).
Комментариев нет:
Отправить комментарий