Компании должны измениться, чтобы людям стало интересно там работать, чтобы они были преданы делу, друг другу и своей организации.
За нынешним экономическим кризисом стоит другой кризис, еще большего масштаба: компании перестали быть сообществами; у людей уже нет ощущения общего дома, о котором нужно заботиться. Десятилетиями предприятиями управляли, особенно в США, в расчете на быстрый результат — далекие последствия мало кого волновали. Генеральных директоров вознесли на недосягаемую высоту, а всем остальным в корпорациях выпала роль безликого человеческого ресурса, который, чуть что, первым попадает под сокращение. И вот итог: всеобщая неосмотрительность и безответственность поставили на колени мировую экономику.
Правительственными программами спасения корпораций делу не помочь. Компаниям надо выстраивать новые отношения со своими сотрудниками. Необходимо пересмотреть методы управления и принципы руководства.
Самый яркий пример — проблема рискованных ипотечных кредитов. Как случилось, что именно эта эпидемия в первую очередь обрушилась на экономику и поразила так много солидных кредитно-финансовых учреждений? За ответом далеко ходить не нужно. Люди, поощрявшие эти кредиты, хотели как можно быстрее увеличить объем реализации, ведь от этого зависела величина бонусов. Ну а после них — хоть потоп! Финансовые организации, которые скупали ипотечные ценные бумаги, вообще никто не контролировал. Руководители, как это принято в Америке, сидели в кабинетах и спускали остальным приказы — вместо того, чтобы сойти с небес на землю и помочь подчиненным. Руководители не знали, что творится у них в организациях, а сотрудники знали, но им было все равно. Какая дискредитация самой идеи руководства!
Так или иначе, неудачу потерпели и частный, и государственный сектора экономики. Как-то исподволь сложилось устойчивое представление о том, что управление — это не про начальников: они выше этого. Если такие настроения витают в воздухе, то руководители просто обречены на изоляцию, а их организации — на разобщенность.
Сообщества в действии
Индивидуализм — хорошая философия. Ставка на себя самого дает человеку силу, делает из него вожака, а не ведомого, способствует его личностному развитию. Но мы — существа общественные, мы не можем нормально функционировать вне социальной системы — без чего-то большего, чем мы сами. Вот что подразумевается под словом «сообщество»: некая сила, соединяющая нас во имя высшего блага. Вспомним, какие страсти кипели во время избирательной кампании Барака Обамы, — все потому, что американцы ощущали себя гражданами своей страны.
Наша работа, люди вокруг, наше место в мире — все это важно для нас, и все это объединяет членов сообщества, дает им чувство принадлежности к коллективу. Особенно сильно оно у сотрудников компаний, которыми все восхищаются, — Toyota, Semco (Бразилия), Мондрагонская кооперативная корпорация, Pixar и т.д. (именно об этом говорит в своей статье «Pixar: сила коллективного творчества» президент Pixar Эд Кэтмулл; опубликована в «HBR — Россия» в сентябре 2008 года). Объясняя успех выпущенных студией нескольких популярных анимационных фильмов, Кэтмулл говорит, что это — заслуга «потрясающего коллектива, который состоит из ярких личностей, преданных друг другу и общей идее, ощущающих себя частью единого целого. Достижения этих людей и их энтузиазм привлекают талантливых выпускников и специалистов из других компаний».
Как правило, чувство коллектива есть в молодых, преуспевающих компаниях. Они развиваются, они активны, они уважают и ценят своих людей, они — как одна семья. Но поддерживать это чувство по мере взросления — трудно. Темп уже не тот, начинаются интриги, и уже никому не придет в голову сказать, что весь мир у их ног. Дух товарищества дольше не выветривается в неправительственных и некоммерческих организациях и кооперативах, где работают «за идею». Поэтому людям там интереснее.
Так или иначе, в нашем больном мире, в котором торжествует индивидуализм, слишком многие компании напрочь утратили дух коллективизма. Как следствие, крупные предприятия, особенно в США, терпят крах. Заодно куда-то девается и хваленое американское предпринимательство, которое всегда считалось национальной чертой характера.
Разумное руководство
Нет такого слова — «сообщественность». А зря, оно бы заполнило пробел между двумя полюсами: лидерством, когда кто-то один «впереди, на лихом коне», и гражданственностью — явлением коллективным. Я-то вообще считаю, что нельзя говорить о руководстве в отрыве от «сообщественности». Хорошо, если руководитель может повести за собой остальных и заинтересовать их общим делом. Но тогда в центре внимания по-прежнему оказывается отдельный человек — или его личная инициатива. Скажи мне, кто начальник, и я скажу, какие у него подчиненные.
Конечно, сообщественности не обойтись без руководства — но не лидерства, не той эгоцентрической, «героической» разновидности управления, которая так прижилась в деловом мире. Мы много говорим о том, что начальники во все суют нос и контролируют каждый шаг подчиненных, и считаем это злом. Но, когда начальники сидят где-то на недосягаемой высоте и оттуда спускают вниз приказы, это еще хуже.
Сообщественность предполагает руководство в его более скромном варианте, делающее ставку на заинтересованность людей и их инициативу. Для главы сообщества важно, чтобы каждый вкладывал душу в дело и проявлял бы самостоятельность. Если такая картина кажется вам слишком уж идиллической, вспомните Wikipedia, Linux и им подобные «открытые» предприятия.
Так, может, пора отказаться от начальников-героев, ведь чаще всего нам нужно-то всего-навсего разумное руководство — то самое, при котором начальник дает людям работать на свой страх и риск и вмешивается, только когда это и правда необходимо? Вспомним, как IBM создала Lotus Notes. Энтузиастом идеи оказался один из программистов компании. Он не без труда убедил менеджера среднего звена в том, что дело это стоящее. Менеджер сколотил команду — почти не имея бюджета. И когда слухи об их затее дошли до Лу Герстнера, тогдашнего гендиректора, он одобрил начинание. Вот и все. Это и есть разумное руководство.
Было сверху вниз — стало из центра к периферии
Как превратить компании в сообщества? К сожалению, сотни статей и книг, посвященных управлению масштабными реформами — перестройкой, финансовой реструктуризацией, чаще всего предназначены руководителям. В качестве примера назову опубликованную в HBR за март — апрель 1995 года известную статью «Leading Change: Why Transformation Efforts Fail», автор которой, Джон Коттер, разбивает весь процесс на восемь этапов. Сначала сделайте так, чтобы каждый почувствовал: так жить дальше нельзя. Затем создайте сильную коалицию из руководителей высшего звена. Они должны выработать концепцию реформы и так изложить ее остальным, чтобы люди вдохновились и, засучив рукава, взялись за дело. Далее надо запланировать быстрые наглядные результаты, понять, как укрепить достигнутое, и утвердить новые принципы работы.
То, что предлагает Коттер, вполне разумно и наверняка кому-то помогало. Но часто ли и надолго ли? Как развиваются события, если уходят инициаторы реформ? Может, настало время так перестроить организации, чтобы инициатива распространялась не сверху вниз и даже не снизу вверх, а из самой середины, сделав ставку на менеджеров среднего звена, которые связаны между собой и от которых зависят основные преобразования в компаниях? Может ли серьезная перестройка и вправду начаться чуть ли не стихийно, с незначительных поступков людей, не вхожих в высшие круги? Американская революция началась с Бостонского чаепития, а Великая французская — со штурма Бастилии, предпринятого ради освобождения горстки заключенных. Недавно вышла книга «Community: The Structure of Belonging» Питера Блока, авторитета в вопросах профессионального обучения сотрудников компаний и повышения производительности труда. В ней автор пишет: «В любом обществе самые устойчивые перемены к лучшему происходят, когда граждане понимают, что вправе действовать самостоятельно... когда не ждут помощи специалистов или руководителей и берут в свои руки власть, от которой отказались ради других». Представьте себе, что все начальники — граждане своих корпораций.
Полезные принципы
Чтобы преобразовать крупную иерархическую организацию в сообщество, нужно подготовить почву.
Признаки сообщества. Чем начинать все с нуля, гораздо проще воспользоваться тем, что осталось от былого сообщества. Во многих компаниях, утративших вроде бы дух коллективизма, на самом деле он все еще теплится, даже если руководители этого и не замечают. Скажем, в фармацевтических компаниях, превратившихся в неповоротливых монстров, у которых две основные цели — больше продать своих препаратов и больше купить предприятий конкурентов, всегда есть преданные своему делу ученые — это они изобретают новые лекарства.
Как правило, дух сообщества надо искать в среде менеджеров среднего звена. Эти люди хорошо знают предприятие, и у них, что называется, душа болит за дело. Изучив их роль в организационных реформах, Ку Нгуен Хыу, профессор Insead, написал: «Меня не перестает удивлять то, с каким упорством руководители [среднего звена] отстаивают долгосрочные интересы компании и как искренне заботятся о своих подчиненных». Топ-менеджерам стоило бы осознать, как это важно для их предприятий. А сами менеджеры среднего звена должны гордиться своим вкладом в общее дело.
Атмосфера доверия. Чтобы построить сообщество, надо перестать его разрушать: не рассматривать людей как рабсилу, не увольнять их сотнями, когда компания не достигает плановых показателей (но остается прибыльной). Надо положить конец порочной практике вознаграждения генеральных директоров — хватит уже платить им только за то, что они, такие молодцы, не бросают свою компанию и не уходят в другую; хватит выписывать им колоссальные бонусы за работу, за которую они и так получают зарплату. Нельзя позволять им поносить прежнее руководство и прежние порядки. Иными словами, организации надо отказаться от индивидуализма и бесконечной гонки за быстрой прибылью в ущерб доверию, заинтересованности и естественной тяги к коллективному труду — тому, без чего в принципе не может быть устойчивого развития.
Здоровая культура. Чтобы все, уцелевшее от прежнего сообщества, окрепло, расцвело и обрело прежнюю силу, нужна здоровая корпоративная культура, которая нравилась бы людям. Люди должны знать, ради чего существует их компания. В Google каждому известно: главная миссия компании — «организовать мировую информацию и сделать ее общедоступной и полезной». Компания без понятных людям ценностей подобна человеку, лишенному личности: плоть и кровь без внутренней энергии, без души. Лучше всего организация работает, когда в ней вместе трудятся преданные делу люди и их отношения основаны на взаимном уважении. Стоит это разрушить — и конец всему хваленому институту бизнеса. А ведь именно это сейчас и происходит во многих компаниях.
Центральная позиция руководства. Полноценному сообществу нужна особая форма руководства — навязываемые сверху реформы тут не пройдут. В структуре сообщества руководитель находится в самой середине: его действия направлены не сверху вниз, а из центра к периферии. Он просто помогает остальным осуществлять реформы. В General Electric Джефф Иммельт, который хочет, чтобы при нем компания стала эталоном не только организации работы, но и инноваций и органического роста, призывает глав всех подразделений самостоятельно решать, что для этого нужно.
Создание сообщества
Как перейти от компании — механического суммирования «кадров» к гражданскому сообществу единомышленников? От власти лидеров-героев к руководству, делающему ставку на самостоятельность людей и их хозяйское отношение к делу? Мы с коллегами составили некую программу развития руководителей и их организаций и благодаря ней сделали несколько выводов.
1.Формирование сообщества в организации лучше всего начинать с небольших групп руководителей. Питер Блок считает, что сильное сообщество обычно образуется из маленьких кружков единомышленников, а не благодаря действиям руководителей огромных коллективов или отдельных сотрудников, получивших специальную подготовку, и приводит тому убедительные примеры. Одни компании, в частности GE, формируют такие группы в своих учебных центрах. Другие, скажем Lufthansa, пользуются учебными программами «для всех»: например, Международной магистерской программой практического управления, той, что разработали мы в Университете Макгилла вместе с представителями других школ.
Если в организации подобных курсов нет, менеджерам среднего звена отчаиваться не стоит; можно развиваться самостоятельно. Так поступил мой пасынок Фил Ленир, когда возглавлял разработки в одной высокотехнологичной компании. Нескольких его сотрудников уволили, и значительную часть работ по программированию передали в Восточную Европу. Фил хотел помочь оставшимся подчиненным — все они были начинающими менеджерами — обрести душевное равновесие, а кроме того, ему нужно было понять, как курировать работу подрядчиков. Денег на проведение тренингов у него не было, и Фил, взяв за основу нашу программу, начал раз-два в неделю неофициально собирать свою группу за ланчем. И отношение менеджеров к работе резко изменилось. Фил рассказывал: «Теперь мы не ждем, когда кто-то скажет, что делать. Мы перестали ныть, как все кругом плохо, и начали думать, что делать, чтобы стало лучше».
Эти «учебные собрания», как называла их группа, продолжались два года. Почти все их участники потом получили повышение и считали, что успехом своим во многом обязаны занятиям. В конце концов, свой опыт они изложили на сайте CoachingOurselves.com — его создали специально, чтобы помочь другим менеджерам обходиться своими силами.
2.Чувство принадлежности к коллективу зарождается у менеджеров из этих кружков по мере того, как они осмысливают свой опыт работы в организации. Управлять невероятно трудно, особенно в наши дни; нагрузка так велика, что глубоко задумываться о сути происходящего некогда. Нынешним менеджерам нужно сделать то же самое, что позволили себе Фил и его подчиненные: притормозить и подумать. Такой передышки им не хватает больше всего. Что на самом деле имеет в виду клиент? Почему нам так трудно понять стратегию компании и друг друга?
3. Выводы, полученные в результате подобного осмысления, естественным образом воплощаются в конкретные действия, которые могут вылиться в масштабные стратегии. Мы привыкли думать, что «верхи» формулируют стратегию специально, чтобы ее внедряли «низы». За годы своей научной работы я понял, что интересные стратегии начинаются со скромных начинаний самых разных людей.
Согласно традиционному представлению об организации, на вершине пирамиды находится генеральный директор. Так представьте себе, что стоите на вершине египетской пирамиды: в таком случае вы не знаете, что происходит внутри, да и на земле — слишком далеко. Но если у вас «открытая» иерархия, то у вас есть управленцы, с позиции которых хорошо можно разглядеть, как связаны между собой работа и стратегия.
Прежде всего, речь идет о менеджерах среднего звена; многие из них лучше других понимают, что именно надо изменить. Меня всегда восхищало, как стараниями небезразличных людей, которые видят и специфику конкретных участков работы, и картину в целом, из зародыша идеи постепенно вырастает серьезная стратегия или реформа организации.
4.Способствуя изменениям, эти первые команды подают пример другим группам, пропагандирующим идею сообщественности.
Когда люди начинают осознавать, что преданность делу и инициативность выгодны не только организации, но и им самим, такое отношение к работе становится заразительным. Конечно, чтобы во всей компании создать группы, агитирующие за сообщественность, нужна поддержка руководства. Иначе попытки изменить организацию вряд ли увенчаются успехом.
5. Принципы сообщественности прочно укоренятся в организации, когда ее члены, взаимодействуя с более широким окружением, будут занимать социально активную, ответственную позицию и стремиться к обоюдной выгоде. Иными словами, жизнеспособные организации серьезно относятся к идее корпоративной ответственности, что, в свою очередь, приносит им немалую пользу. Сотрудники компании, которую трудно назвать сообществом, едва ли станут заботиться о каком-то другом сообществе. А члены здорового коллектива понимают, в какой степени устойчивый успех их организации зависит от конструктивного диалога с обществом.
Похоже, окончательный вывод о том, возродился ли в компании дух коллективизма, можно сделать, ответив на вопрос: считают ли себя люди сознательными гражданами более широкого сообщества.
Герой «Мещанина во дворянстве» делает открытие: «Честное слово, я и не подозревал, что вот уже больше сорока лет говорю прозой!» Нам тоже пора прозреть — понять, что мы живем в обществе. Оторванность людей от коллектива неестественна, как и преувеличение роли руководства. Сегодня организациям нужно всячески холить и лелеять проявления сообщественности. Это не значит, что, свергнув с пьедестала руководителей-героев, нужно сотворить нового кумира. Тут легко переборщить: охоты на ведьм уже случались в истории. Нам необходимо чувство меры. Поэтому мы поступим правильно, если направим обе эти силы в русло социальной ответственности — так мы соберем, воедино своих разобщенных сотрудников. Здоровое общество старается уравновесить лидерство, сообщественность и гражданственность.
■ Компании перестали быть сообществами; у людей больше нет ощущения общего дома. И вот итог: всеобщая неосмотрительность и безответственность поставили на колени мировую экономику. ■ Нужно так перестроить организации, чтобы инициатива распространялась из самой середины, сделав ставку на менеджеров среднего звена. ■ Чтобы преобразовать крупную иерархическую организацию в сообщество, нужно подготовить почву: создать атмосферу доверия; изменить корпоративную культуру, помня, что лучше всего организация работает, когда в ней трудятся преданные делу люди и их отношения основаны на взаимном уважении; изменить позицию руководства: в структуре сообщества руководитель находится в самой середине, его действия направлены не сверху вниз, а из центра к периферии. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий