Бизнес все чаще встраивает в свою работу механизмы этической оценки. Иногда поводом становится опасный провал: этический комитет при совете директоров Mitsubishi был учрежден, когда из-за обвинения в сокрытии информации о дефектах автомобилей концерн оказался на грани банкротства. Иногда наоборот — компания опасается размаха последствий своего колоссального успеха: Google создала комитет по этике, поняв, что чуть ли не монопольно контролирует огромные потоки информации. В своем интервью доктор философских наук, член-корреспондент РАН, представитель России в Комитете по биоэтике Совета Европы Борис Юдин рассказывает HBR, что такое система моральных норм, как эти нормы действуют в обществе и как вырабатываются в новых сферах, связанных с прогрессом биологии и медицины.
Что такое этика?
Классическое определение: «этика — это наука о морали». Взаимоотношения между людьми регулируются моральными нормами. Чаще всего их не осознают, но руководствуются ими постоянно. Вступая в контакт даже с незнакомым человеком, я могу предвидеть, как он себя поведет, — и это именно благодаря существованию нормы. Я, в общем и целом, знаю, с чем к нему можно обратиться, а с чем нельзя. Когда доктор просит человека раздеться, тот реагирует спокойно и подчиняется, потому что таковы правила общения с врачом. А услышав ту же просьбу, допустим, в вагоне метро, мы отреагируем совсем по-иному. Свои нормы есть для разных ситуаций. Стоит им поколебаться, и вы не знаете, с чем столкнетесь. Я сам ощутил это вначале 1990-х, когда у нас ломался социальный строй. Было заметно, что моральные нормы и ценности провисают, и стало труднее взаимодействовать с людьми, особенно с незнакомыми. Бог его знает, какие у них установки.
Все говорят, что есть западная протестантская этика и есть другая — восточная. Какая из них сильнее?
Это не очень корректное противопоставление. Как показывают антропологические этнокультурные исследования, есть специфические системы норм, характерные для конкретных социумов. Но задавать вопрос: какая лучше, какая хуже — неправильно.
Система воспроизводится из поколения в поколение, и, раз люди живут с ней, значит, она работает, поддерживает их взаимодействие. Иначе ни система, ни общество, которое на нее опирается, долго бы не просуществовали. Что касается противопоставлений, я вижу, что американцы и западные европейцы по-разному понимают моральные установки. И что нет единой «восточной этики»: одно дело страны Дальнего Востока, где сильно влияние конфуцианства, другое — страны Ближнего Востока или Африки.
Один американский ученый проанализировал огромный материал и сделал вывод о том, что золотое правило нравственности: не делай другому того, что не хотел бы, чтобы сделали тебе, — вполне универсально. То есть его можно обосновать с точки зрения и индуизма, и конфуцианства, и, естественно, христианства. Но есть и отличия: например, западные этические системы более индивидоцентричны, а восточные — Россия здесь, как и во многих других отношениях, в промежуточной ситуации — более сфокусированы на общине, на коллективе. Или, скажем, законопослушание — у нас оно не относится к числу высокопочитаемых ценностей, как на Западе. Помните, у Островского: «как вас судить, по закону или по совести?» — и народ выбирает «по совести».
А можно ли навязать обществу чужую систему ценностей?
Если бы кто-то задался такой целью, то на каких-то уровнях (я сейчас говорю об уровнях личности) это вполне бы сработало. Но глубинные установки быстро изменить невозможно. Есть значимые ценности, против которых человек не пойдет никогда. Попытки переломить устоявшиеся стандарты могут привести к конфликтам — и внутриличностным, и социальным.
Наши элиты часто заимствуют образцы из западной практики. Некоторые из них приживаются и идут вглубь, иногда до неузнаваемости преобразуясь при этом, другие быстро отторгаются. Колоссальную роль в переносе ценностей играет телевидение, а в качестве агента перемен может выступать какая-нибудь поп-звезда, что, кстати, отлично используется в рекламе. Однако это воздействие, скорее всего, будет неглубоким и непродолжительным. Всегда есть какой-то комплекс неизменных ценностей. Поэтому, когда говорят, что западные ценности задушат нашу самобытность, я не склонен этому верить. У нас не такая уж и слабая система ценностей.
Но система в принципе допускает изменения и колебания отдельных норм?
Конечно, это же не закон Ньютона, который действует всегда и везде. Система подвержена историческим и культурным трансформациям, она обладает своим ресурсом подвижности, гибкого реагирования. Она не может быть слишком жесткой, догматичной. Фундаментализм в нынешних формах — это специально раскрученный тип морали. Его искусственно выводят и используют в политических целях. То есть если специально взбивать, стимулировать, ограничивать контакты с другими системами, можно вырастить догматиков и фундаменталистов, а сами по себе общества такого типа не появляются.
То есть моральные нормы не всегда продукт общественного сознания и существуют люди, которые дают их обществу?
Не в том смысле, что они их учреждают. Это надо быть пророком Магометом или Иисусом. В советской традиции эту роль выполнял Ленин: детские рассказы о нем, которые мы читали в школе, — как моральный катехизис. Кстати, когда этика зарождалась, у нее были весьма основательные притязания. Еще до Аристотеля, который и ввел это слово, был Сократ, который считал, что люди совершают дурные поступки из-за того, что не знают, в чем состоит добро. Изначально, говорил он, человек добр и морален и лишь по неведению может творить зло. Значит, надо его научить. Потом, правда, этика умерила свои притязания и стала изучать, а не предписывать. Например, она интересуется ситуациями, когда сталкиваются разные моральные ценности и человек должен выбирать, как себя вести. И многие начинают задумываться, как обосновать тот или иной выбор. Задача непростая, ведь приходится искать какие-то общие принципы.
Для обоснования морального выбора есть, грубо говоря, две группы теорий. Утилитаристские — определяют благо или добро как то, что полезно для большинства людей, то есть для общества (корень слова утилитаризм означает «польза»). На этом в основном строится англо-американская этика. В континентальной Европе, включая Россию, преобладает обоснование деонтологическое, то есть связанное с нравственным долгом. Все помнят категорический императив Канта, хотя золотое правило «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе» существовало задолго до него. Кант же вывел конструкцию, в которой все основывается на внутреннем долге, исполняемом независимо от последствий. То есть я поступаю морально не потому, что взвешиваю на внутренних весах интересы всех людей, а потому, что внутри меня есть нравственный закон. Он один определяет, что есть добро. Для утилитариста внутренние мотивы не имеют большого значения, главное — последствия, то есть польза. А для сторонника деонтологической этики важно, во имя чего человек поступает тем или иным образом.
Сейчас появились прикладные этики: для бизнеса, для научного исследования, и новая медицинская этика — биоэтика. В них трактуются конкретные ситуации: если возник какой-то выбор, и мы приняли этическое решение, возникает прецедент, и им можно воспользоваться в дальнейшем при аналогичных случаях. То есть речь идет не о формулах, а о конкретных ситуациях, вроде кейсов. Вы знаете, что англо-американская система права — прецедентная. Ну, примерно так же и в этике.
А как же можно обеспечить прецедентность в этических вопросах?
Конечно, мораль не так жестко регулируется, как право. Но, что интересно, при развитии прикладной этики с 1960-х годов, в частности в медицине, стали появляться структуры, которые выносят решения по разным моральным вопросам практики, — этические комитеты. Они не взяли на себя функции суда, их роль иная: не допускать нарушения этических норм и давать советы в ситуациях сложного выбора.
То есть они вырабатывают новые нормы для профессиональной деятельности?
Скорее — новые подходы. Приведу распространенный пример из жизни: у родителей обнаружены генетически обусловленные аномалии, которые с определенной вероятностью может унаследовать их ребенок. Надо ли его подвергнуть генетическому тесту и если надо, то когда? Чтобы принять решение, родители должны знать, какой смысл несет в себе информация, которая будет получена в ходе тестирования, с какой вероятностью прогноз сбудется. Сейчас, например, можно довольно точно выявить предрасположенность болезни Альцгеймера. Но нужно ли это знание ребенку?
Болезнь Альцгеймера все равно проявится не скоро, уже в пожилом возрасте, и можно подождать с генетическим обследованием, пока ребенок не вырастет и не будет сам планировать свою жизнь. Преждевременное знание о предрасположенности будет для него обременительным, ведь сегодня болезнь неизлечима.
Значит, с точки зрения этики не всякое знание полезно человеку? Может, лучше и не сообщать ему всей правды?
Нет-нет, взрослому сообщать надо все, что его непосредственно затрагивает. В России раньше было принято многое скрывать от пациентов. Когда вначале 1990-х мы проводили исследование, большинство врачей говорили, что не считают нужным информировать пациента о самом тяжелом диагнозе. Сейчас многое изменилось. В медицину проникают западные или, скажем так, международные нормы информирования пациента, основанные на представлениях об автономии человека, его праве распоряжаться собственной судьбой. Впрочем, в этом есть, на мой взгляд, и негативная черта, ведь, передавая больному право принимать важные решения, врач тем самым перекладывает на него часть ответственности за взвешивание рисков.
Вообще, одна из главных движущих сил развития биоэтики — отход от патерналистских установок в медицинской практике. Клятва Гиппократа — пример патерналистского подхода. Там есть такие слова: «я направлю силы на лечение на благо больного в соответствии с моим разумением». То есть важно, как врач понимает это благо, но ведь больной может понимать его иначе. В этом смысле принято проводить различие между биологией и биографией. У пациента — своя биография, свои планы. И возможно, врач будет рекомендовать консервативное лечение, а больному надо, наоборот, быстрее встать на ноги, пусть даже это сопряжено с большим риском. Отход от патернализма значит, что пациенту приходится больше брать на себя.
А люди готовы брать на себя больше ответственности?
Не все, разумеется, ведь у нас проблема информированного согласия только начинает осознаваться обществом. Но вот Солженицын в «Раковом корпусе» ее заметил: там герой Олег Костоглотов борется за то, чтобы понимать, что с ним делают. Он даже медсестру подговаривает, чтобы та ему принесла учебник. Врачи запрещают: мы не имеем права давать вам информацию. В романе он один отстаивает свои права. Даже говорит: «я за жизнь не очень-то держусь», то есть не хочет, чтобы она сохранялась теми средствами, которые он считает для себя неприемлемыми. И врач Донцова вспоминает, что такой дотошный упрямец попадается на пятьдесят больных один. Ясно, что это списано с натуры и показано блестяще.
А можно ли считать, что патерналистская модель отношений врача и пациента — это следствие патерналистской модели государства, когда человек вообще сам мало что решает?
Ну, это не прямое следствие, но опять, эти вещи очень связаны в культуре, сидят достаточно глубоко, это одно из проявлений патерналистского сознания.
А как соотносится этика с научным прогрессом? Джордж Буш, например, запретил клонирование человека.
И он был не первым — сначала отреагировал Совет Европы, приняв документ о запрете клонирования человека. А между прогрессом и этикой возможны коллизии. Например, биоэтика защищает права пациентов или испытуемых. Но в европейской культуре за последние несколько столетий утвердилась другая ценность — свобода научного поиска. Она особенно доминировала в конце XIX и в первой половине XX века — авторитет ученых был чрезвычайно высок. А потом, после Второй мировой войны, выяснилось, что в Германии проводились жестокие эксперименты, и врачей судил Нюрнбергский трибунал. А японцы испытывали на людях бактериологическое оружие, и медиков Квантунской армии осудили 60 лет назад на Хабаровском процессе. Одним из аргументов защиты тогда была свобода научного исследования. Есть и еще одна дилемма: допустимо ли пользоваться научными данными, полученными нацистскими исследователями? Эта проблема широко обсуждалась 20—30 лет назад; те, кто считал, что допустимо, приводили такой аргумент: раз жертвы уже принесены, пусть им, таким образом, воздастся дань.
Значит, не всегда в этике можно достичь понимания, каким путем идти, а каким нет?
Оно в каких-то случаях вырабатывается. Насчет клонирования человека — достаточно широкий консенсус был достигнут быстро. А есть вопросы, которые зависают. Например, связанные с новыми репродуктивными технологиями.
В целом я бы не стал сталкивать этику и прогресс. В 1973 году молекулярные биологи осознали, что нити ДНК можно разрезать и вшивать чужеродные последовательности в нити совсем других организмов, то есть создавать рекомбинантные молекулы. И ученые сами же высказали опасение, что это может привести к появлению разновидностей, которые окажутся очень жизнестойкими и агрессивными и будут завоевывать среду во вред существующим биоценозам. И на конференции в Асиломаре, в Калифорнии, разработали несколько положений: более рискованные эксперименты следует проводить в защищенной среде, чтобы рекомбинантные организмы не могли выйти за ее пределы, и — еще один хитрый ход — надо создавать организмы, которые не смогут выжить в природе, то есть за пределами лаборатории. Вся генная инженерия строится на этом ре-комбинировании. То есть этика не затормозила развитие науки, а помогла ей найти безопасный путь.
Сейчас во всем мире биомедицинские исследования нельзя проводить без одобрения этического комитета. Кстати, одна из версий рождения и этих комитетов, да и самой биоэтики такая: когда в 1962 году в больнице Сиэтла появился первый аппарат «искусственная почка», врачи оказались перед сложнейшим выбором: как установить очередность подключения к нему пациентов, спасая от верной смерти одних и одновременно обрекая на гибель других? Врачи не захотели брать на себя функции Господа Бога и предложили создать комитет из уважаемых граждан города, чтобы он вырабатывал политику больницы по этому вопросу.
Прогресс ведь всегда в разной степени работает для бедных и для богатых?
Это колоссальная проблема: 90% денег, которые расходуются на медицинские исследования, служат интересам 10% мирового населения. А 10% тратится на создание препаратов, необходимых 90% мирового населения. Это напрямую связано с бизнесом: ему интересно работать как раз для богатого меньшинства и менее интересно — для бедного большинства. У этой несправедливости есть еще одна сторона. Фармакологические испытания, как правило, международные, то есть их проводят одновременно в разных странах, очень часто в развивающихся — там дешевле. Получается, что эти большие инвестиции создают благо для 10% населения, которое сможет впоследствии эти препараты покупать. Отчасти это решается созданием дженериков — более дешевых заменителей. Конечно, у них «и дым пожиже, и труба пониже».
Мне как специалисту больше всего интересны противоречивые ситуации и возможности компромисса. Когда я начинал заниматься этическими проблемами, казалось: надо хорошенько подумать, и все получится, найдется решение. А потом выяснилось, что, когда улаживаются одни вопросы, появляются другие. Биоэтика — это коллективный опыт разрешения проблем. Вырабатываются традиции, подходы, происходит публичный диалог с разными организациями, правозащитниками, основными стейкхолдерами — диалог, в котором каждый может высказать свое мнение, и это мнение будет учитываться при принятии решений.
Евгения Чернозатонская
Дмитрий Фалалеев
Комментариев нет:
Отправить комментарий