пятница, 18 декабря 2009 г.

ЛИДЕРСТВО: ИЗДЕРЖКИ ПРОФЕССИИ

В кризис все обращают пристальное внимание на ру­ководителей. И это вполне объяснимо. Во-первых, нам всем нужен козел отпущения — человек, которого мож­но было бы обвинить в любых напастях. Во-вторых — мы надеемся, что действующий лидер (или его преем­ник) сумеет исправить ситуацию и вновь сделает нашу жизнь предсказуемой. Мы ожидаем, что начальник возь­мет на себя ответственность (или, на худой конец, най­дет ответственных) за происходящие события и все ис­правит без нашей помощи.

Кризис также напоминает нам о том, что и руководи­телям порой приходится несладко. Управленцы, грезя­щие о вершинах власти, начинают задумываться, готовы ли они вести за собой людей. Когда наступают тяжелые времена, романтическая составляющая лидерства отхо­дит на второй план, обнажая бесконечные психологи­ческие проблемы.

Вот уже несколько лет я собираю данные о том, что думают об «издержках» профессии руководителя ме­неджеры, посещающие тренинги по развитию лидер­ских навыков. Мои исследования показывают, что у со­трудников, составляющих кадровый резерв компании, возникает немало опасений. Больше всего их пугает потенциальная ответственность — они понимают, что руководители в ответе за все: за организацию, за сотруд­ников, за собственные решения и поступки. На это на­кладывается еще и необходимость учитывать реакцию окружающих: в компании всегда найдутся люди, не­согласные с действиями начальника, сомневающиеся в его компетентности. В особо сложных случаях, ког­да организации грозит гибель, а традиционные ре­цепты спасения уже не работают, руководителям приходится действовать на свой страх и риск. Успех по­добных «экспериментов» не гарантирован, а моральные издержки — весьма ощутимы. И если ученому на пути к открытию позволительно совершить не одну ошибку, то у лидеров такого права нет: промахов им не простят.

Другая психологическая проблема будущих руково­дителей — страх растерять профессиональные навы­ки. Они с ужасом осознают, что не смогут больше ра­ботать по специальности — вместо этого им придется развивать и обучать подчиненных. А чтобы отвечать за действия других, не имея возможности контролировать каждый их шаг, нужно обладать смелостью и доверять людям. Сменив узкоспециализированную работу на об­щее руководство, менеджеры осложнят свою жизнь: им придется совершенствовать уже не профессиональные навыки, а нечто эфемерное, не поддающееся описанию и стандартизации — лидерские качества. Даже дейст­вующие руководители зачастую не в состоянии сфор­мулировать основные требования к руководителям по­тенциальным. Последние же, в свою очередь, нередко открыто признаются в отсутствии лидерской жилки, а порой и уверенности в себе.

Потенциальных топ-менеджеров угнетает и отсутст­вие признанных образцов лидерства. Они чувствуют себя подавленно из-за недавних корпоративных сканда­лов, приведших к развенчанию стольких героев бизне­са. Действия и поступки, которые раньше превозноси­ли, теперь считаются неприемлемыми. Страх будущих руководителей перед ошибками растет не по дням, а по часам. Ситуацию усугубляет и то, что моральные и нравственные качества сотрудников, стремящихся встать у руля, сегодня нередко подвергаются критике. Все чаще и чаще звучит слово «жадность»: многим ка­жется, что оно лучше всего описывает поведение топ-менеджеров.

На то, как люди воспринимают издержки лидерства, редко обращают внимание: этот вопрос не затрагивают ни в организациях, ни на тренингах. Однако я убежден: эту тему непременно следует обсуждать с потенциаль­ными руководителями. Ведь когда они возьмут бразды правления в свои руки, им не удастся избежать крити­ки, безмерной ответственности, ошибок и неудач. Не стоит манить их к вершине, рисуя романтический об­раз компетентного, уверенного в себе начальника, спе­шащего на помощь к благодарным подчиненным. Прав­да, когда миф о героях бизнеса будет развеян, многие менеджеры, на которых организации возлагают столь­ко надежд, окончательно откажутся от притязаний на лидерство. Компаниям будет сложно с этим смириться, но со временем они поймут: естественный отсев пойдет им только на пользу.

Константин Коротов — PhD,

профессор Европей­ской школы

менеджмента и технологий (Берлин).

Комментариев нет:

Отправить комментарий