воскресенье, 23 мая 2010 г.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИЛИ СМИРЕНИЕ

В России я недавно, но ее судьба никогда не была мне без­различна. Поэтому призыв президента Медведева укре­пить власть закона задел меня за живое. Многолетние научные изыскания доказали: никакие вложения (време­ни, энергии, денег и т.д.) не принесут плодов в стране, где должным образом не защищены права собственни­ка, где контракты заключаются с серьезными нарушени­ями, где нет гарантий личной свободы. Поскольку я еще и историк, этот призыв имеет для меня более глубокий смысл. Я убежден, что он касается не только законов, спо­собствующих развитию бизнеса, но и таких важных по­нятий, как национальный характер и культура.

Согласно широко распространенной концепции (она нашла свое отражение, в частности, в трудах немецко­го социолога и экономиста Макса Вебера), основой для развития капитализма стал сформировавшийся в свое время в Европе протестантизм. Там, где восторжест­вовали религиозные убеждения реформаторов, и уко­ренился новый образ жизни, экономика, как прави­ло, начинала бурно развиваться — в отличие от стран, в которых по-прежнему господствовали католические ценности. Немногочисленные исключения в основном подтверждали это правило. К примеру, католическая Испания в тот период своим экономическим могущест­вом была обязана только непрерывным потокам золо­та и серебра, лившихся в королевскую казну из Нового Света. Подобно сегодняшней России, Испания не созда­вала национального богатства, а лишь собирала «с по­лей» богатый урожай.

Так где же связь между «протестантской этикой» и «духом капитализма»? Может быть, нам удастся ра­зобраться в этом на примере России. Православные традиции роднят ее, скорее, с Римом, чем с Женевой и Виттенбергом, — значит ли это, что ее экономичес­кие устремления по определению ущербны?

Безусловно, прямой связи между благосостоянием и религиозной доктриной нет. Вряд ли впечатляющие экономические успехи США, Японии, Китая, Индии или Бразилии объясняются наличием некоей общей черты, объединяющей протестантизм, синтоизм, кон­фуцианство, индуизм и католицизм. Здесь связь ино­го рода. Дело не в божественном благословении, да­рованном приверженцам избранной веры. Дело, по утверждению Вебера, во вполне предсказуемом кумуля­тивном эффекте от воздействия устойчивых поведенчес­ких стереотипов и привычек, «замешанных» на глубо­ком чувстве личной ответственности. (Разные религии придают ответственности разную степень значимости.) Так что созданию прибыли способствует не вероиспове­дание как таковое, а конкретные типы поведения, ко­торые формируются и поощряются отдельными рели­гиозными учениями.

Вебер сделал грандиозное открытие: он выяснил, что религиозная традиция, проповедующая смирение, не воспитывает в людях дисциплину и не прививает им желание полагаться на собственные силы и добро­вольно брать на себя ответственность. А ведь от этого, в конечном счете, и зависит успех бизнес-предприятий. Люди, выросшие в такой культуре, уповают на высшие силы, которые в нужный момент вмешаются в их зем­ные дела и ниспошлют им все блага, — нужно лишь мо­литься и исполнять религиозные обряды. Вместо того чтобы брать на себя ответственность и трудиться, они обращаются к святым (а в наше время — и к полити­ческим лидерам) — в их представлении просьба о по­мощи заменяет, а не дополняет работу. В молитве или в исполнении религиозных обрядов нет ничего плохо­го. Главное — не поддаваться искушению и не перекла­дывать ответственность на высшие силы, не позволять им «трудиться» за вас.

Несомненно, стабильная и прочная правовая система сделает Россию более привлекательной для инвесторов. Но у этой системы есть еще одна, более важная функция. Когда каждый россиянин поймет, что его собственное материальное благополучие зависит только от него, что никакие силы не смогут его разрушить и что усердный труд и личную ответственность не заменить молитвами, только тогда, безусловно, великий, умный и выносливый русский народ начнет создавать общество процветания. Все необходимые предпосылки для этого уже есть, кро­ме одной — внутренней дисциплины.

Алан Кантроу — профессор менедж­мента, директор Исследовательского центра по изуче­нию инфраструктурных отраслей московской школы управления «Сколково».

Комментариев нет:

Отправить комментарий