понедельник, 27 апреля 2009 г.

В ногу с подчиненными

Джеймс Кузес (James М. Kouzes; jim@kouzes.com) - профессор, преподаватель теории лидерства Школы бизнеса Ливи Университета Санта-Клара. Барри Познер (Barry Z, Posner; bposner@scu.edu) - декан Школы бизнеса Ливи. Вместе они написали книги «The Leadership Challenge», «А Leader's Legacy, Credibility», «Encouraging the Heart» и многие другие.

Дальновидность, устремленность в будущее, то есть умение разглядеть потрясающие перспективы и увлечь за собой людей - вот что отличает лидера от обычного человека. Мы абсолютно в этом убеждены, ведь именно об этом свидетельствуют результаты наших исследований.

Мы задавали одни и те же вопросы десяткам тысяч людей по всему миру. Сначала мы спрашивали: «Какие качества вы больше всего цените в лидере (то есть в человеке, указания которого будете с готов­ностью выполнять)?», а затем: «Какие качества вы больше всего цените в коллегах (то есть в людях, с которыми вы хотели бы рабо­тать)?» Первое место в этом рей­тинге заняла честность - она, по мнению опрошенных, важна и для начальников, и для коллег. А вот: дальновидности - это качество заняло второе место - ожидают только от руководителей. Всего 27% респондентов сказали, что умение смотреть далеко вперед необходимо их коллегам, и 72% - руководителям (среди высокопоставленных сотрудников такой ответ дали 88% человек). Ни по одной другой характеристике таких резких расхождений не было.

Это говорит о том, что новоиспеченным нелегко: на прежних должностях никто не требовал от них дально­видности. Возможно, именно поэто­му мало у кого из них есть привычка ориентироваться на будущее - по данным исследований среднестатис­тический руководитель тратит всего 3% рабочего времени на изучение перспектив. С каждой новой ступе­нью карьерной лестницы проблема только усугубляется: рядовые менеджеры должны мерить время проектами, руководители среднего звена - прогнозировать ситуацию на несколько лет вперед, а топ-менеджеры - по меньшей мере на десятилетие вперед.

Так как же руководителям раз­вивать в себе дальновидность? Прежде всего, конечно, нужно научиться выделять время на дол­госрочное планирование. Значит, придется меньше заниматься текуч­кой - нужной, но бесконечной. Од­нако еще важнее понять: открывая новые горизонты, нельзя во всем полагаться только на интуицию. Последнее время ведется столько разговоров о прозорливости, про­ницательности и стратегическом мышлении, что многие руководи­тели, как ни прискорбно, решили стать «провидцами». Поощряемые специалистами по развитию лидер­ских навыков, они возомнили себя «вестниками будущего» и приня­лись уверенно рассуждать о гря­дущих изменениях в их отраслях и организациях.

А зря! От руководителей ждут вовсе не этого. Да, они безусловно должны задаваться вопросами: «что нового?», «что нас ждет?», «что луч­ше?», но выдавать собственные отве­ты за единственно верные ни в коем случае нельзя. Подчиненным важно, чтобы общая картина будущего соответствовала их ожиданиям. Они хотят услышать, что их надежды осуществятся и мечты претворятся в реальность. К таким выводам мы пришли, когда проанализировали около миллиона ответов, получен­ных в ходе недавнего исследования методов управления. Мы выясни­ли: руководителям труднее всего создать и донести до людей такую концепцию будущего, которую они одобрили бы потому, что она отвеча­ет их чаяниям и убеждениям.

Бадди Блэнтон, руководитель одного из проектов компании Rockwell Collins, убедился в этом на собственном опыте. Он попросил подчиненных высказаться о его сти­ле управления. Отзывы в основном были положительные - получил Бадди и ряд советов. Вот что сказал один сотрудник: «Тебе же будет лег­че, если ты объяснишь нам, почему выбрал именно эту стратегию. Мы хотим видеть ход твоих мыслей, понимать, как ты пришел к такому решению. Тогда твои цели станут и нашими и мы захотим их достичь».

Каким бы парадоксальным это ни казалось, самый надежный способ вести людей в будущее - сплотиться с ними здесь и сейчас. Только совместно разработанная стратегия, только общие идеи заце­пят ваших сотрудников. А коллек­тивная концепция родится, только если вы научитесь внимательно слушать подчиненных, улавливать их чаяния и заботиться об их нуж­дах. Лучшие руководители внима­тельно наблюдают за людьми - они знают: нет ничего вернее этого давно испытанного средства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий