1. Бытовое и социальное поведение
1. Прежде чем отправляться работать в Россию, постарайтесь овладеть хотя бы базовыми знаниями русского языка. В такой «серьезной» и во многом непривычной вам стране невозможно жить и работать, не общаясь с местным населением, не понимая происходящего вокруг вас.
2. Если вы действительно хотите построить свой бизнес в России и понять жизнь ее обитателей «изнутри», то постарайтесь организовать свою жизнь так, чтобы отказаться от «туристического образа жизни»: жить в гостинице, питаться в ресторане, общаться только со своими соотечественниками и т.п. При таком образе жизни вы всегда останетесь для местного населения «чужим», который вторгся в их пределы, и с ним не стоит церемониться.
3. Важно снять «очки» своей культурной среды, помня, что образ жизни людей, их манера трудиться или нравственные принципы не могут оцениваться по шкале вашей страны. Это всегда результат конкретных условий другой страны: ее климата, истории, культуры, хозяйственных, политических и прочих отношений в обществе. Не делайте поспешных выводов.
4. В ресторане, баре или кафе постарайтесь не пересчитывать демонстративно сдачу от официанта или внимательно проверять правильность предъявленного счета. По крайне мере, делайте это не открыто, а как можно более незаметно. Запомните: подобная «мелочность» отталкивает русских, кажется им унижением человеческого достоинства.
5. Не отказывайтесь от предложения выпить с ними, если вам позволяет здоровье. Категорический отказ создаст вам дополнительные проблемы, а ваше согласие — будет одним из самых легких способов «навести мосты». Если вы с ними не пьете, значит «не уважаете», а это может свести на нет любые усилия построить отношения.
6. Русские предпочитают пить не стоя или прогуливаясь, как на официальных приемах, но сидя, хотя бы с минимальной закуской.
7. Стоит научиться произносить тосты. Русские высоко ценят литературные достоинства тоста, его искренность. Если вы научитесь произносить пусть короткий, но эмоциональный и дружественный тост, то это вызовет их одобрение, а тост на русском языке — даже восхищение.
8. Русские имеют большую практику в распитии алкогольных напитков. В этом смысле они «крепче» любого западного человека. Если они в хорошей форме, то способны выдержать довольно большие дозы алкоголя и самые невероятные их смеси. При этом они, как правило, не теряют разума и способности держаться на ногах. Не пытайтесь конкурировать с ними в этом, не смешивайте разные типы алкоголя. Требуйте по «правилам хорошего тона» самую маленькую (специально для водки) рюмку, настаивайте на этом. Тогда вы сможете пить с ними почти «наравне», т.е. в одном ритме, не отказываясь поддержать традиционный порядок произнесения тостов, не фиксируя на себе из возмущенного внимания.
9. После особенно важного и значительного тоста русские требуют «пить до дна», т.е. произвести такое знаковое действие одобрения и солидарности. Выполните их просьбу, если она настойчива, но обязательно хорошо и сытно закусите. Тогда это не принесет ущерба вашему здоровью.
10. В разговоре с русскими можно касаться всего — личных дел, успехов и талантов детей, своих профессиональных забот, обсуждать новинки культурной и литературной жизни. Особенный интерес вызывают проблемы политики и философии. Допустимо обсуждение ваших проблем, финансовых или проблем здоровья.
11. Не рекомендуется обсуждать конкретно тему денег, тему карьеры, хвастаться своими талантами и достижениями для самоутверждения или саморекламы, производить впечатление нескромного человека. Нарушением этикета являются не только вопросы о возрасте, но и упоминание об этом. В обществе не принято говорить о сексе и интимных отношениях. Не в чести грубые и сальные шутки и анекдоты. Скучными и неинтересными для русских кажутся разговоры о еде и питье, а также о погоде.
12. Русским будет приятна похвала, если это связано с достижениями России в области космоса, или успехов нового экономического развития, фигурного катания, балета, и особенно — в области литературы и искусства. По мере возможности покажите свой интерес к их духовной и культурной жизни — и вам будет гарантировано их уважение.
13. Русские — большие патриоты, они очень чувствительно относятся к разговорам о войне, считая, что Россия вела большинство войн, обороняясь от агрессивных соседей с Востока и Запада. Особенно чувствительно для них упоминание о Второй мировой войне, в которой ею было потеряно около 40 млн. человек. Почти в каждой семье до сих пор живет скорбная память о погибшем родственнике или близком человеке. Такая трагическая реальность не вполне совпадает с современными западными представлениями о ней. Еще сильнее травмирует русских любое упоминание о Чечне. Постарайтесь быть деликатными в этих вопросах, а еще лучше — избегайте их.
14. Если же вы все-таки хотите оставить после себя впечатление как о приятном собеседнике, то рекомендуется задавать вопросы, близкие и интересные для русских. Так, беседуя в мужской компании, можно с невинным видом спросить: «А это правда, что лучшая водка — польская?» Это подымет в них бурю эмоций, и каждый собеседник сочтет своим долгом объяснить вам преимущества русской водки перед польской. Еще более живая и захватывающая беседа у вас получится, если вы поинтересуетесь, какая закуска более всего подходит к водке: или соленые огурцы, или соленые грибы, и какой именно сорт грибов. Или спросите как лучше охлаждать водку — в холодильнике или в морозильной камере, отчего она становится густой и тягучей, как ликер. И не повредит ли последний способ охлаждения водки ее вкусовым качествам? В результате всех последующих объяснений вы, во-первых, услышите массу новой для вас информации, во-вторых, понаблюдаете за характером и темпераментом рассказчиков, а главное, оставите после себя впечатление как о замечательном собеседнике, человеке с широким кругозором, который много знает о жизни и внимателен к жизни других людей. А с таким всегда стоит иметь дело!
15. По мнению ученых-психологов, у русских есть особые способности к интуиции и предчувствию, у них больше восточной иррациональности, чем западной рациональности, эмоции всегда преобладают над разумом, а страсти — над материальными интересами. Не стоит ждать от них быстрых и активных действий в критической ситуации, если они эмоционально не захвачены этой проблемой. Не стоит ждать от них и объективности.
16. Чувственное восприятие жизни у русских выражается в том, что они нуждаются в близких человеческих контактах, эмоционально зависят от окружения. Самое тяжелое для них — повседневная рутина, мелочность, повторяемость, монотонность. То, от чего «нормальный» европеец ощущает покой и стабильность, русского может привести в уныние. Помните об этом качестве русского архетипа, организуя трудовую деятельность в русском коллективе. Не критикуйте это качество, а используйте себе на благо.
17. Русские с трудом воспринимают формальные вежливые улыбки на официальных встречах и т.п. Они ценят такое умение улыбаться у американцев или японцев, восхищаются любезностью французов, но сами не желают следовать их примеру. Не впадайте в панику, если не видите улыбки на их лицах. Это не означает враждебности или негативных чувств, как это иногда думают иностранцы. Но если вы ждете улыбки, то для этого надо просто проявить вашу искренность и доброжелательность.
18. Помните, что американская манера «keep smile», постоянная бодрая улыбка и демонстрация своей бодрости и юмористического отношения к жизни не всегда будет ими поняты адекватно, ибо для них «Смех без причины— признак дурачины». Демонстрация своего счастья и успешности в жизни воспринимается русскими как признак «душевной глухоты» или бестактности.
19. Русские — народ тактильный, они любят ощущать вещи материально, дотрагиваясь до них. Не пугайтесь, если при встрече они будут чрезмерно энергично жать вам руку, хлопать по плечу в знак одобрения ваших действий, звонко целоваться, почти прикасаться к вам во время разговора, слишком близко подсаживаться. Будучи увлеченными беседой, они могут нарушить дистанцию между вами, дозволенную европейским этикетом (35-40 см) и придвинуться поближе. Это значит, что им интересно с вами, что они не хотят упустить малейшей детали из вашего разговора. Иногда они дотрагиваются до плеча или рукава собеседника, что означает признак доверия или расположения к вам.
20. Русским присущ стихийный демократизм, растворенность человека в социуме. Не удивляйтесь, если они не обращают внимания на ваш общественный статус и нарушают привычные вам правила этикета, европейскую дистанцию. Для них это действительно не имеет особого значения, по сравнению, скажем, с вашими личными отношениями.
21. Помните о такой закономерности: чем ближе ваши отношения с человеком, чем выше степень доверия к нему, тем меньше «китайских церемоний» будет между вами. Пусть русская общительность, открытость и искренность не будет расцениваться вами как «амикошонство» и отсутствие хороших манер.
22. Психологическая установка русских на публичность, оглядка на общественное мнение делает их поведение в публичных местах с дамами — галантным, а в сомнительных ситуациях — активным. Ибо для них является «делом чести» вмешаться и «исправить» ситуацию. Европеец может счесть такие действия отсутствием «хороших манер», но в действительности — здесь просто иные традиции бытового поведения, соответствующие русскому архетипу.
23. Русские горячо любят детей. Поинтересуйтесь успехами их детей, планами на будущее, талантами и увлечениями. Интерес к детям и их проблемам — один из способов установить теплые отношения.
24. Русские по-восточному уважают стариков и плохо реагируют на примеры отторжения стариков в европейских семьях, «ссылку» стариков в дома для престарелых. У них очень плохое впечатление от подобных домов в России. Продемонстрируйте, если это уместно, привязанность к вашей семье и старикам-родителям.
25. Учитывая традиционные патерналистские принципы отношений в русской семье, постарайтесь быть деликатными в этой сфере, не навязывая своих представлений и поведенческих стереотипов.
26. Русские женщины обладают шармом, образованны, активны в жизни, а главное — воспитаны в чувстве ответственности за своих близких. Эти качества делают их привлекательными для смешанных браков. Однако такие браки весьма проблематичны и недолговечны по многим причинам. Вступая в отношения с русской женщиной, надо понимать, что в будущем вам обоим предстоит преодолеть множество барьеров (языковых, психологических, культурных и др.) и быть готовым к постоянному активному движению навстречу друг другу.
27. Такие термины, как «демократия», «демократический», «либеральный» и в особенности «пиар» («паблик рилейшнз») в последнее десятилетие несколько дискредитированы в сознании русских, особенно после несправедливой и хищнической приватизации в 90-е годы. Пользуйтесь этими словами осторожно, вполне возможно, что вы вкладываете в эти слова иной смысл и понимание.
28. Русские своеобразно понимают демократию и относятся к ней чисто прагматически. Важнее любой демократии для них — решение социальных задач, а не уважение к частным правам и интересам. Авторитаризм воспринимается ими не как «отмена демократии», а наоборот — как способ ее усиления.
29. Русские своеобразно понимают свободу: для них это не столько реализация политических прав и политические институты, сколько возможность вести жизнь «по душе», быть свободным в выборе решений, «быть самому себе хозяином», иначе говоря, для них самое главное — «внутренняя свобода».
30. Если вы хотите прослыть интересным собеседником в компании русских, то не следует настаивать на утверждении ценностей демократии и свободы, приводя примеры из жизни своей страны. Это может вызвать раздражение, и даже не от вас конкретно, а от взаимного непонимания или от российской реальности, от которой люди устали.
31. Экономическая реальность последнего десятилетия приучила россиян к мысли, что слишком высокие прибыли, как правило, являются незаконными. Они настороженно и порой даже враждебно относятся к откровенной демонстрации богатства.
32. Помните, что у русских весьма своеобразные отношения со временем и представления о целесообразности его заполнения. Не теряйте присутствия духа, если назначенное рандеву в последний момент сорвалось или перенесено на другое время независимо от вашего желания и ваших планов. Постарайтесь предвидеть этот момент и иметь наготове другой вариант. Это поможет избежать вам мысли о времени, убитом без пользы.
33. В беседе с русскими старайтесь показать себя с человеческой стороны — свои чувства, надежды, устремления и привязанности. Их интересуют не столько ваши коммерческие, сколько личные цели. Чтобы получить кредит доверия, с русскими надо научиться говорить «по душам».
34. Для решения любой проблемы в России (от личной до деловой) надо уметь строить личные отношения с самыми разными людьми и самыми разнообразными способами: проявлять к ним внимание, не забывать поздравлять с днем рождения и неофициальными праздниками, быть галантным с дамами, преподносить презенты по случаю, пить вместе с нерабочее время, посещать сауну, ходить в компании на охоту или рыбалку и т.п.
35. Строя личные отношения с русскими партнерами и коллегами, не забывайте о привлекательных качествах русского архетипа: сострадании, сочувствии к физической или душевной боли другого человека, деятельной помощи тому, кто попал в беду. Не скрывайте столь тщательно своих проблем, как это вы привыкли делать у себя на родине.
36. Решение о том, что правильно, а что неправильно, по мнению многих россиян, определяется не законом, а чувствами и эмоциями большинства в коллективе. Русские убеждены, что законом легко манипулировать в чьих-то интересах. Сознание коллектива или группы людей базируется на идее справедливости: которая для них более важна и весома, чем закон. Постарайтесь выглядеть в любых своих действиях и высказываниях всегда как можно более справедливыми.
37. Обратите внимание, что русские предпочитают в качестве материального вознаграждения не столько счет в банке (банки в России до сих пор — весьма рискованное предприятие), не кредитные карточки и чековые книжки (которые «работают» в основном за границей), сколько наличные деньги.
38. Пытаясь понять внутреннюю жизнь россиян, обращайте внимание не на то, что разъединяет вас с русскими, но на то, что объединяет. Используя универсальные для наших культур ценности, можно всегда найти общие темы для разговора и взаимопонимания.
39. Традиции русского гостеприимства и доброжелательности по отношению к гостю помогут создать атмосферу внимания и психологического комфорта для вас.
40. Традиционные качества русского архетипа влияют и на его привлекательные качества и на его «пороки». Чисто деловые качества русских можно оценить как очень скромные. Но вместе с тем для них характерна открытость, доброта и искренность, дух товарищества и взаимопомощи, гостеприимство и эмоциональность, увлеченность любимым делом и артистизм, неумеренная фантазия, способность найти выход из любой ситуации — все это вместе сгладить неприятные стороны их характера.
41. Чтобы преуспеть в любых отношениях с русскими, надо держать в голове именно эти позитивные качества, вместо того, чтобы уделять внимание загадочным и парадоксальным аспектам в поведении или жестоким реалиям современной жизни.
2. Деловое сотрудничество
1. Наиболее перспективными для малого и среднего бизнеса в России в будущем, представляются пищевая и косметическая промышленность, торговля и сфера услуг.
2. Россия в настоящее время остро нуждается в западном опыте маркетинга и менеджмента.
3. Только четверть населения России полагает, что в стране может развиваться экономика западного типа. Большинство русских плохо принимают такие реалии, как конкуренция, индивидуализм и невмешательство государства в экономику. Молодежь приближается к принятию западных стандартов, на нее и стоит в этом опираться.
4. Русский архетип можно определить как уравновешенно-деятельный. Ему чуждо муравьиное трудолюбие и линейная направленность жизни к одной цели. Но не менее чуждо и пассивное, созерцательное отношение к жизни. Он согласен на интересную работу, но не будет особенно «надрываться» на ней, если его это не захватывает эмоционально.
5. В идеале организация труда в русском архетипе должна подчиняться принципу соборности. Это значит, что отдельные предприятия и фирмы могут хозяйствовать самостоятельно, но не только ради самих себя и своих корыстных целей: в конечном итоге они должны работать на благо «общего дела», на пользу окружающим. Плоды такого «дела» должны быть доступны для всех, помогать улучшению жизни коллектива или общества.
6. «Экономические» понятия россиян неотделимы от социальных. Успех фирмы оценивается не как результат гениальности его руководителя, а как результат общих трудовых усилий.
7. Особенности климата повлияли на манеру русских работать как бы «квантами», рывками, интенсивный, лихорадочный, но недлительный труд должен смениться паузой для релаксации. Равномерный и неторопливый труд им скучен. Не пытайтесь их переучить и поминутно контролировать, это будет напрасная трата времени и усилий. Скорее они вас переучат.
8. У русских другие праздники. Учитывая своеобразие «каникулярных волн» в России (зимней и весенней), которые могут длиться по 2—3 недели, постарайтесь не планировать свою деловую активность в периоды с середины декабря до середины января, и с середины апреля до середины мая.
9. Помните, что во время деловых переговоров русские не так сильно заинтересованы в деньгах, как вы, поэтому легче, чем вы, готовы отказаться от сделки и от делового сотрудничества вообще.
10. Русские своеобразно воспринимают идею «времени», избегают строить долгосрочные твердые планы и прогнозы на будущее, потому что не слишком уверены в нем. Учитывая это отношение русских ко времени и к реальности, не стоит впадать в панику, если сорвана деловая встреча, не выполнены планы поставок или другое задание. Это будет не обязательно результат их лени, неаккуратности, отказ от сотрудничества, а скорее — результат изменившихся обстоятельств, на которые они отреагировали быстрее, чем вы.
11. Учтите, что русские с трудом принимают французский стиль делового общения: формализм, сухую корректность, объемистые досье, жесткое следование логике. Не забывайте, что у русских деловых людей стереотипы делового общения еще не выработаны, они только устанавливаются. Не давите на них своим формализмом, иначе это может привести их в состояние раздражения.
12. Обратите внимание, что во время деловых переговоров в группе русских специалистов всегда есть кто-то «главный», от которого зависит окончательное решение. Если он отсутствует в данный момент, то не стоит настаивать на принятии конкретных решений, поскольку они должны с ним «посоветоваться».
13. Русские больше ориентированы на людей, чем на дело и прибыль. Постарайтесь им понравиться, вызвать их симпатии и доверие своими человеческими качествами.
14. Русские — энтузиасты. Они способны «гореть на работе», не замечая времени. Но им обязательно нужна цель, интерес, и вовсе не обязательно — только финансовый. Постарайтесь увлечь их перспективой дела.
15. Установка русского архетипа «быть как все» на уровне личности проявляется как желание быть в согласии со всеми окружающими, как солидарность с коллективом и привычка терпеть лишения, как стремление к конформизму: для них «Худой мир лучше доброй ссоры». Это создает комфортные психологические условия для работодателя. Русские редко идут на трудовой конфликт, им легче потерпеть, но сохранить «атмосферу» коллектива, чем «портить» отношения с коллегами и начальством.
16. С другой стороны, не стоит забывать о склонности русских к конформизму, об их коллективной сплоченности и традициях круговой поруки, если им это выгодно.
17. На рабочем месте постарайтесь строить с русскими неформальные отношения. Помните, что европейский человек на работе — только работает, а русский на работе — живет: т.е. он трудится, но плюс к тому связан с сотрудниками сложной сетью личных взаимоотношений, иногда самых горячих (и дружеских, и враждебных). Он всегда лучше вас ориентируется в этой сети отношений и поэтому может служить вам в качестве «компаса». Не пренебрегайте его советами, доверьтесь ему. А еще лучше — доверьте ему дело, но под вашим контролем. Никто лучше русского в России не найдет выхода из любой сложившейся ситуации.
18. Стоит позаботиться о рабочем месте (бюро, кабинет), где работает коллектив русских. Помните, что русские ценят не столько сам комфорт, сколько идею уюта, тепла и защищенности. Для них очень важно иметь такое место, где они могут собираться «пить чай» и вести разговоры. Для русских совершенно не приемлемы американские традиции работать за стеклянными перегородками или даже без них в одном общем зале, или в бюро с открытыми дверями. Такая манера тотального контроля кажется им унизительной. Это понятно, если учесть их специфический опыт жизни в тоталитарном государстве.
19. Не забывайте, что русские часто более импульсивны, вспыльчивы и обидчивы, чем западные люди. Вы можете основывать свое решение на фактах, которые для вас нейтральны, но у них они могут вызвать сильные эмоции и действия, причем не только вербальные. Старайтесь всегда быть предупредительными, тактичными и справедливыми Уязвленное самолюбие в сочетании с внутренней свободой могут толкнуть их на действия, для вас неожиданные.
20 Не ждите, что русские легко согласятся давать вам конфиденциальную информацию друг на друга, как это случается в американских или немецких офисах. Длительный опыт тотальной слежки и доносительства воспитали в них сильную неприязнь к действиям такого рода. Слова «стукач», «стукачество» — почти бранные, носители этих качеств вызывают в коллективе презрение и, в конце концов, становятся изгоями.
21. Русские ориентированы на диалог, поэтому среди прочих возможных источников информации они пользуются и устной информацией, которая дает им более «широкий контекст».
22. Не бойтесь показывать свое недоверие к корыстной и ленивой бюрократии и чиновникам. Русские вас поддержат в этом. Они больше вашего не любят жестких инструкций, мало доверяют государственным структурам, чиновникам и администраторам, милиции, существующим законам.
23. Коллективистская установка в сознании русских «быть как все» порождает корпоративную зависть и принцип уравнительной справедливости. Это всегда надо иметь в виду, они действуют в основном коллективно, поэтому выделяя кого-нибудь из общего коллектива, подумайте о последствиях такого акта. Зависть к чужому успеху — тоже черта русского характера.
24. Русские по своей ментальности более консервативны и «тяжелы на подъем» по сравнению с европейцами и особенно американцами. Для них трудно поменять место работы, место жительства, и уж тем более переехать в другой город или регион страны. Новые идеи им лучше представлять не спеша, особенно без нажима поначалу. Не требуйте от них сразу быстрых и решительных действий.
25. Как это ни печально, но стоит считаться с тем, что у русских не вполне развито правосознание (а в последние годы оно даже притуплено), что у них своеобразное отношение к собственности (неразличение своего и чужого). В процессе сотрудничества их действия нужно постоянно контролировать — на каждом этапе, от начала до конца, проверяя каждую мелочь.
26. Всегда делайте поправку на то, что в России до сих пор не выработан опыт настоящего профессионализма — т.е. социального взаимодействия, основанный на безличной обязанности каждого человека. В России важнее не правила и инструкции поведения, а «добрые» доверительные отношения с «хорошим» («своим») человеком. Строя деловые отношения с русскими, не полагайтесь на законодательство страны, на органы контроля и т.п. Здесь можно полагаться только на свои личные отношения с людьми. Хотя и их стоит держать под контролем.
27. Помня, что в любых отношениях с русскими для них очень важны моральные понятия, не забывайте и о том, что такая мораль имеет конвенциональный характер, т.е. она основана на негласном соотношении между партнерами по принципу: «Ты— мне, я — тебе». Чтобы не потерять доверия партнера, следуйте этому
Комментариев нет:
Отправить комментарий