понедельник, 27 апреля 2009 г.

Хотите создать компанию? Не упустите момент...

Ноам Вассерман (Noam Wasserman; noam@hbs.edu) - профессор Гарвард­ской школы бизнеса; ведет блог о своих исследованиях в области пред­принимательства на/ounderresearch. blogspot.com.

Руководители, которые утверждают, что не прочь сойти с корпоративного крейсера и стать капитанами моло­дой юркой фирмы, находят тысячу убедительных доводов, объясняю­щих, почему сейчас не самый подхо­дящий для этого момент. Мне нужно укрепить свой авторитет, говорят они, разобраться в тонкостях финан­сирования, содержать семью, пока дети не встанут на ноги, и т.д. и т.п. Но дожидаясь, пока звезды на небе наконец сойдутся, они перенимают методы работы крупного бизнеса, а это может повредить им на новом месте - если они все-таки решатся изменить свою жизнь.

Долго работая в больших корпора­циях, едва ли станешь «мастером на все руки», а ведь молодым предприя­тиям чаще всего нужны именно такие директора. Но руководители крупных компаний привыкают к тому, что отчеты составляют специалисты по финансам, персоналом занимается отдел кадров, а обработкой инфор­мации и поддержанием инфраструк­туры - «компьютерные гении» из ИТ - отдела. Они привычно «делеги­руют полномочия» и забывают, что такое настоящая работа, - а для главы начинающей компании это непозволительная роскошь.

Большие люди в больших корпора­циях, говорит Барри Ноллс, основа­тель техасской телекоммуникацион­ной компании Masergy, добиваются успеха потому, «что умеют управлять командой». (До создания Masergy Ноллс четверть века проработал в СТЕ.) Но «в молодой фирме менед­жеров не бывает. Все трудятся на равных, в том числе и генеральный директор», утверждает он. Кстати, инвесторы как раз и посоветовали Ноллсу не нанимать людей, «которые добиваются успеха только с помощью команды». Конечно, зрелым, уверен­ным в собственных силах предприни­мателям легче создать компанию с нуля, но, чтобы приобрести эти качества, вовсе не обязательно всю жизнь провести в крупной корпо­рации. Изучив несколько тысяч перспективных венчурных предпри­ятий, сумевших привлечь профес­сиональных инвесторов, я выяснил, что 76% их основателей около 20 лет работали в других компаниях. И собственные фирмы они впервые открывали в сорок с небольшим.

Чем раньше вы решитесь покинуть насиженное место, тем лучше. Пока вы ждете серьезного повышения в своей корпорации, годы идут, а чем старше вы становитесь, тем меньше вероятность того, что работа в моло­дой компании будет вам в радость.

«Главное преимущество молодос­ти в том, что у вас есть шанс сделать карьеру предпринимателя,- гово­рит Ноллс. - Если бы я начал раньше, то стал бы профессиональ­ным предпринимателем: за пять лет создаешь одну компанию, выводишь ее на определенный уровень, ухо­дишь и открываешь новую... Мне уже за пятьдесят, и я мечтаю еще об одной или двух... Был бы я лет на 20 моложе, успел бы запустить четыре или пять».

Ждать идеального момента бес­смысленно - его просто не будет. Поэтому, даже если вы недавно рабо­таете в корпорации, но уже мечтаете о собственном венчурном предпри­ятии, если уже на раннем этапе карь­ерного роста у вас появилась страсть к предпринимательству, момент и действуйте!

…Приготовьтесь работать по ночам

Недавно я опубликовал на сайте Harvard Business Publishing заметку о том, когда лучше начинать пред­принимательскую деятельность. Один из самых ярких откликов на мое сообщение оставил Дэвид Веллман, генеральный директор молодой компании Absolute Convergence (Прово, штат Юта), предоставляющей услуги по анализу поведения клиентов. В его комментарии отражена двойст­венность ситуации: с одной стороны, новое предприятие раскрутить очень непросто, а с другой - тебя подпи­тывает вера, что в конце концов все получится. - Ноам Вассерман

Сегодня мне исполняется 40 лет, а моему предприятию - почти год. Меня поддерживают профес­сиональные инвесторы, у меня замечательный новый продукт, два крупных клиента, еще десяток рангом поменьше и море планов.

Я генеральный директор, и я сам подметаю полы в офисе. На часах 3:30 утра, но я все еще на работе - и так уже второй раз за неделю. Мне не хватает людей, времени и энергии, чтобы заниматься всем, например съездить в магазин за бумагой для принтера.

Да, я работаю как проклятый, мои клиенты требовательнее, чем самый строгий начальник, а жа­лование - ничтожно, и порой мне приходится снова вкладывать его в дело. Наш офис выглядит хуже, чем когда-то моя комната в обще­житии. Но я знаю: у этого бизнеса грандиозное будущее!

- Дэвид Веллман

Комментариев нет:

Отправить комментарий