суббота, 24 апреля 2010 г.

Стив Павлина. Как научиться рано вставать

Хорошо вставать до рассвета, такая привычка способствует здоровью, богатству и мудрости.
Аристотель

Эта фраза Аристотеля очень известна всем, но возникает резонный вопрос: интересно, рождаются ли «жаворонками» или становятся? Мой случай подтверждает то, что «жаворонком» можно стать по собственному желанию.

В молодости я редко ложился раньше полуночи, а вставал очень поздно. И обычно я начинал работать в нормальном темпе только после обеда.

Но, по прошествии некоторого времени, даже я не смог не заметить зависимость между ранним подъемом и успехом в работе. Это было несложно: в те редкие дни, когда я вставал рано, я замечал, что моя продуктивность всегда выше обычного, и не только с утра, но и весь день. И что немаловажно, замечал то, что самочувствие мое также улучшается. Логичным было то, что мне это нравилось, и я захотел стать настоящей «ранней пташкой». Немедленно захотев реализовать свое намерение, я поставил будильник на 5 утра и… сладко проспал до полудня. Я попробовал в любом случае ставить будильник на 5 еще несколько раз, но все равно сладко спал практически до обеда… И тут я предположил, что у меня, возможно, отсутствует какой-то специальный ген, который отвечает за ранний подъем по утрам. Когда начинал звенеть мой будильник, первой мыслью всегда было заглушить этот противный шум и спать дальше. Эта привычка вырабатывалась годами и была очень прочной. Мня это совершенно не устраивало. Я решил изучить все, что связано со сном и понял, что мой подход был в корне неправильный. Мне захотелось испробовать на себе идеи, которые помогли бы мне стать «жаворонком».

В этом нелегком деле главное – это выбрать правильную стратегию. Тогда Вам будет относительно просто поменять свой режим дня.

Основная ошибка заключается в том, что мы думаем, что, если нужно рано вставать, то необходимо и рано ложиться спасть. Это не совсем так. Дело в том, что мы сразу же прикидываем, сколько часов мы спим и передвигаем время, когда нужно идти спать, чтоб поспать ровно столько же, сколько и раньше. Допустим, если до этого Вы спали с полуночи до 8 утра, то теперь, следуя таким расчетам, необходимо ложиться спать в 10, чтобы встать, допустим, в 6 утра. Такой подход кажется разумным, но он обречен на провал.

Существуют две основные точки зрения, касающиеся режима сна. Первая состоит в том, что мы должны ложиться спать и вставать в одно и тоже время. Для современного образа жизни это достаточно резонный подход, так как нам очень удобно иметь порядок и четкое расписание для нашего режима дня.

Вторая точка зрения состоит в том, что мы должны прислушиваться к потребностям нашего организма. Согласно ей, нам следует идти спать, когда мы чувствует себя утомленными, и вставать, когда мы просыпаемся без посторонней помощи. Этот подход основан на теории о наших биологических часах. Так как наш организм сам знает, что для него лучше.

Методом проб и ошибок я пришел к выводу, что оба эти подхода неидеальны. Они не подходят, если Вас интересует в первую очередь Ваша продуктивность. Я объясню почему. Если Вы хотите использовать первый подход, то Вам необходимо спать определенное количество часов каждый день, а это значит, что Вы должны ложиться спать в назначенное время, даже если Вы недостаточно устали. Если человек не засыпает на протяжении пяти минут, то он просто тратит время, лежа в постели и бодрствуя. Почему же этот подход неидеален? Дело в том, что наши потребности во сне изменяются день ото дня.

А если Вы возьмете на вооружение вторую теорию и, будете прислушиваться к своему организму, то велика вероятность того, что будете спать больше, чем того требуется. Для сравнения: это может быть больше на 10-15 часов в неделю, что эквивалентно полноценному рабочему дню. Также нужно понимать то, что и вставать Вы будете в разное время, что не всегда удобно.

Оптимальным решением для меня было комбинировать эти два подхода. Это достаточно просто и многие «жаворонки» следуют такому подходу, даже не отдавая себе отчета в этом. Единственным решением для меня было идти спать, когда я достаточно устал и чувствую сонливость (и только в этом случае), а просыпаться с будильником в определенное время каждый день, включая выходные. Так что я всегда просыпаюсь в одно и то же время (для меня это 5 утра), но ложусь спать в разное время.

Я ложусь только тогда, когда чувствую, что уже не держусь на ногах от усталости. Определить, что я уже очень хочу спать для меня просто: если я не могу прочитать больше одной или двух страниц книги, я готов засыпать. Иногда я ложусь спать в 9.30, иногда около полуночи, но оптимальное время для меня – между 10-11 ночи.

Когда звенит мой будильник, первое, что я делаю, это выключаю его и подтягиваюсь на кровати несколько секунд, а потом сажусь на кровати. Это уже автоматическое действие для меня. Я прекрасно понимаю, что, чем дольше процесс пробуждения, тем больше вероятность того, что я захочу поспать еще. Основное правило, которое помогает мне успешно стать полноценным «жаворонком» заключается в том, что я встаю сразу же после мелодии будильника.

Этот подход позволил уже через несколько дней регулярного его использования стабилизировать мой нормальный ритм сна и бодрствования. Мой организм теперь сам знает, во сколько ему необходимо ложиться, так как он привык уже к определенному времени подъема.

Подытожив, я пришел к выводу, что сплю теперь на 90 минут меньше каждую ночь, но чувствую себя намного лучше, будто я более полноценно отдохнул за это время. Практически всегда, когда я иду в кровать, я уже очень сильно хочу спать и моментально засыпаю.

Интересный факт, что большинство людей, которые страдают бессонницей, идут в кровать, когда еще не достаточно хотят спать. Если с Вами происходит то же самое, ни в коем случае не ложитесь в кровать, займитесь чем-то, пока не почувствуете, что буквально проваливаетесь в сон.

Этот, казалось бы, на первый взгляд,  простой метод поможет Вам избавиться от бессонницы. Даже если в первую ночь Вы поспите всего пару часов, и будете чувствовать себя уставшим целый день, в последующие ночи Вы приспособитесь, и будете ложиться спать тогда, когда это необходимо Вашему организму, чтоб полноценно отдохнуть и встать в назначенное время.

Если Вы хотите стать «жаворонком» или просто улучшить свой режим сна, попробуйте этот метод: идите спать, когда Вы уже валитесь с ног от усталости, и вставайте в определенное время каждое утро.

Комментариев нет:

Отправить комментарий