суббота, 24 апреля 2010 г.

ПЯТЬ СПОСОБОВ ЗАГУБИТЬ КАРЬЕРУ

Даже многолетний опыт руководящей работы не спасает топ-менеджеров от неверных карьерных шагов.

По данным Бюро трудовой статистики США, люди по­слевоенного поколения за жизнь в среднем успевают сменить десять мест работы. В 1990-е годы в массовом сознании прочно утвердился и до сих пор господствует принцип, согласно которому на рынке труда человек действует как свободный агент. При любых экономичес­ких условиях каждый из нас отвечает за себя, а значит, сам строит свою карьеру. Все понимают, что с корпо­ративной лестницы можно свалиться в любой момент, и даже гендиректора не чувствуют себя в безопасности. По словам одного из наших респондентов (независи­мого финансиста), «в карьере не может быть конечной цели; карьера — это непрерывный процесс».

Хотя менять работу случалось практически каждому, это почти всегда нелегко. Переход связан с сильным эмоциональным напряжением, и потому на новом месте отдача сотрудника падает, далее довольно надолго. В пре­дыдущем исследовании мы установили, что лучшие фи­нансовые аналитики, перейдя в другой инвестиционный банк, начинали работать хуже и у некоторых професси­ональный спад затягивался на пять лет.

Оказалось, что любого из нас — и футболиста, меня­ющего клуб, и руководителя высшего звена, дебютиру­ющего в новой компании, — подстерегают одни и те же трудности. И дело не только в том, что на новом месте многому придется учиться. Перемещение — серьез­ная встряска и для жизненного уклада, и для психики, а нередко к этому добавляются еще и финансовые за­траты на переезд. Нарушается привычный ход вещей, рвутся связи, приходится привыкать к уставу и порядкам «чужого монастыря». Бывает непросто угадать, чего именно ждут от вас в новой компании, принять другую корпоративную культуру.

Может показаться, что сейчас, когда предложений работы не так уж много, обсуждать привлекательность того или иного из них — непозволительная роскошь. Конечно, бывают ситуации, когда мы вынуждены принять далеко не самое интересное приглашение исключительно из финансовых со­ображений. И все же работа это не просто способ зарабатывать деньги. Речь идет о вашей карьере. Сделать один неверный шаг простительно, но серьезных ошибок и неудач нуж­но избегать. Для этого необходимо научиться взвешивать все риски и трезво просчитывать, с чем вы столкнетесь при переходе.

Типичные ошибки

Чтобы выявить самые типичные ошибки при смене места работы, мы сопоставили данные трех па­раллельных опросов: консультантов по подбору руководящих кадров, начальников отделов персонала крупных транснациональных ком­паний и топ-менеджеров из разных стран мира.

Об исследовании

В нашем опросе приняли участие 400 специалистов по подбору руководящих кад­ров из 50 отраслей, более 500 топ-менеджеров из 40 стран, начальники отделов персонала 15 транснациональных корпораций.

Все наши респонденты-хедхантеры обладали большим опытом найма талантли­вых руководителей, 67% занимались этим более десяти лет, а 70% специализиро­вались именно на подборе управленцев высшего звена. Мы просили их назвать типичные ошибки, которые совершают люди при смене работы, и причины этих ошибок. Этот же вопрос мы задали начальникам отделов персонала.

Опрос топ-менеджеров проводили в 2008 году студенты курса «Управление человеческим капиталом», который ведет Борис Гройсберг.

Всего было названо 738 ошибок, и очень многие из них повторялись в ответах разных респондентов. Те пять, которые мы рассматриваем в статье, представляют приблизительно две трети от общего числа ответов. Поверхностное изучение пред­ложения упоминалось 127 раз, погоня за деньгами — 117 раз, бегство от нынешних проблем — 104 раза, переоценка собственных возможностей 76 и недальновид­ность — 60 раз.

Результаты меньшего по масштабам опроса начальников отделов персонала практически совпали с данными, которые мы получили, опрашивая консультантов. В 15 полученных нами ответах пять раз упоминалось поверхностное изучение пред­ложения, по три раза — погоня за большими деньгами и стремление убежать от нынешних проблем, два раза — переоценка собственных возможностей и один раз — недальновидность.

В статье мы разбираем ошибки, которые чаще всего упоминали специалисты по подбору руково­дящих кадров. Те же проблемы прослеживаются в ответах глав отделов персонала и в рассказах самих топ-менеджеров. Вот наибо­лее распространенные: поверхност­ность в изучении предложения; смена работы исключительно по финансовым причинам; «бегство» от того, что есть; переоценка своих возможностей; отсутствие дальней перспективы. Эти ошибки весь­ма характерны и имеют свойство повторяться на протяжении всей карьеры. Более того, если вы попа­ли в какую-то ловушку, то, скорее всего, этим дело не ограничится, так как одна ошибка влечет другую. Неверный карьерный шаг ведет к неудовлетворенности: ожидания и надежды не сбылись, и, как след­ствие, человек делает новые необду­манные шаги, вступая в цепь потерь. Скажем, прельстившись большими деньгам, кандидаты зачастую не очень внимательно смотрят, куда идут. А переоценка собственных сил приводит к самообману: человек отказывается признаться самому себе, что новая работа ему не по плечу. Избежать этой ошибки тоже помог бы тщательный анализ пред­ложения.

Некоторые умудряются делать все пять ошибок сразу. Слишком высоко оценивая себя, они обижа­ются, если при подведении годовых итогов руководство не разделяет их энтузиазма, и сгоряча меняют место работы, особенно если там обещают «бонус при найме». Им и в голову не приходит больше узнать о но­вой компании, о ее экономических перспективах.

Топ-менеджеры, которых мы опра­шивали, отнюдь не были зелеными юнцами. Мы выбирали зрелых ру­ководителей — тех, кто сам не раз и не два нанимал сотрудников на высокие должности. Однако как на­помнил нам один из специалистов по подбору кадров, многие силь­ные топ-менеджеры сами работу не искали уже много лет, а может, и десятилетий, а потому плохо знают нынешний рынок труда. По словам его коллеги, «они заблужда­ются, думая, что в новой компании им дадут возможность спокойно овладеть новыми навыками, как это было во времена их молодости». У них абсолютно неверное пред­ставление о том, сколько придется искать новую работу. А если они к тому же достигли вершины иерар­хической лестницы, то, скорее всего, им давно никто честно не говорил об их достоинствах и недостатках. Это одна из причин, по которой топ-менеджеры часто попадают впросак. Следует, однако, огово­риться: не они одни в этом виноваты. Компании устраивают настоящую охоту за талантами, надеясь просто «воткнуть» их в существующую оргструктуру. Сам принцип подбора но­вого руководителя никак не назвать стратегическим, а уж в том, что ка­сается интегрирования нового высо­копоставленного сотрудника в орга­низацию, ни о какой-либо стратегии и говорить не приходится.

ОШИБКА 1: поверхностное изучение предложения. Опрошен­ные нами консультанты по подбору кадров выделяют четыре важные области, которым руководители, ищущие новую работу, обычно не уделяют должного внимания.

Во-первых, они не анализируют состояние рынка труда в своей от­расли или профессии. Они не видят общей картины, а потому их связан­ные с будущей работой ожидания далеки от реальности.

Во-вторых, они не оценивают фи­нансовую стабильность потенциаль­ного работодателя и его позиции на рынке. Тот самый руководитель, который досконально изучает ба­лансовые отчеты любой фирмы, которую собирается приобрести, почему-то считает, что если какая-то компания приглашает его на высо­кую должность, то она непременно крепко стоит на ногах. На самом же деле очень многие предприятия нанимают топ-менеджеров, даже когда предвидят серьезные финан­совые трудности. Поэтому самому соискателю нужно понять, будет ли существовать его должность спустя полгода.

В-третьих, топ-менеджеры не в состоянии предвидеть, впишутся ли они в новую корпоративную культуру. Оценить это — одна из обязанностей менеджера по подбо­ру персонала, но многие из них ею пренебрегают. В результате больше всех страдает новый руководитель.

И наконец, в-четвертых, мно­гие полагают, что официальное описание обязанностей точно от­ражает суть новой деятельности. Компании, однако, часто идут на уловки, лишь бы заманить к себе состоявшихся менеджеров. К тому же, если в организации не отлажен механизм управления, человеку могут дать работу, весьма далекую от его специализации.

Один из наших респондентов считает своей самой серьезной ошибкой переход в компанию, намного меньшую, по сравнению с предыдущей. На новом месте он именовался фи­нансовым директором, но на деле львиную долю его времени по­глощали операционные пробле­мы, которыми обычно занимается исполнительный директор. Ему трудно было поставить себя в ор­ганизации, ведь по должности он отвечал только за финансы.

Очень часто кандидаты не реша­ются дотошно расспросить потен­циального работодателя обо всех ню­ансах будущей работы, в том числе и о том, как она будет оцениваться. А если не знаешь всех деталей, пе­реход — настоящая лотерея.

ОШИБКА 2: погоня за деньгами. Финансовая выгода — серьезная приманка. По наблюдениям кон­сультантов, пока топ-менеджеры только подумывают, не сменить ли работу, величина дохода для них вроде не главное — они ставят этот фактор на четвертое или пятое место в ряду своих приоритетов. Однако в момент принятия решения он неожидан­но оказывается на первом.

Это подтвердили и некоторые наши респонденты из числа топ-ме­неджеров. Вот рассказ вице-прези­дента по привлечению и мотивации кадров международной игорной компании, сменившего работу: «Тут я выполняю те же обязанности, только платят мне на $10 тысяч больше. Но я лишился прежних дружеских и деловых связей, а это стоит во много крат дороже».

Участники нашего опроса часто отмечали, что именно из-за зацик­ленности на финансовой стороне дела они не озаботились скрупу­лезным анализом. «Повышение в должности и зарплате буквально застит глаза — люди не стремятся узнать больше о сути будущей работы», — отметил один из кон­сультантов.

ОШИБКА 3: бегство от настоящего. Очень часто люди так недовольны своим нынешним положением, что их главное желание — любыми путями вырваться из опостылевшей компании. Вместо того чтобы спла­нировать свою карьеру, они просто мечутся с места на место, хотя им стоило бы спокойно дожидаться действительно подходящего пред­ложения.

Зачем внимательно присматри­ваться к потенциальному работо­дателю, думают они, хуже ведь не будет. Всегда кажется, что у соседа трава зеленее, поэтому такие люди буквально перелетают на другое место, не успев заметить, что делать карьеру можно и в собственной компании.

ОШИБКА 4: переоценка себя. Как считает один консультант по под­бору руководящих кадров, «люди переоценивают свой вклад в дело и недооценивают мощь и ресурсы организации, благодаря которым они и добились этого успеха». Со­искатели очень часто необъектив­но воспринимают свои навыки, карьерные перспективы, в случае неудачи редко признают собствен­ную вину. Обычно они не могут объективно увидеть, что на самом деле послужило причиной успеха или провала на работе. «Кандида­ты считают, что во всем виновата компания, хотя отчасти причина в них самих», — сказал нам один из опрошенных консультантов.

Другой заметил: «Люди не всегда объективны в том, что касается их собственных заслуг, и потому в своих неудачах винят обстоятель­ства». Чрезмерно высокое мнение о своих способностях и достиже­ниях искажает их представление о том, сколь долго продлится поиск новой работы и во что им это обой­дется. Соискатели нереалистичны в прогнозах предполагаемой оплаты и времени, которое им понадобит­ся, чтобы освоиться на новом месте и справиться с поставленными за­дачами — особенно если речь идет о крупной организации, в которой им предстоит проводить реформы.

Об этой ошибке очень часто го­ворили и сами топ-менеджеры. Финансовый директор компании — разра­ботчика программного обеспече­ния — сетовал, что в свое время поддался на уговоры транснацио­нальной корпорации. «Фирма была огромной, очень сложно устро­енной, в ней невероятно трудно было что-нибудь изменить, к тому же все было какое-то обезличен­ное, — вспоминал он.— Что бы я ни делал, все без толку».

ОШИБКА5: недальновидный под­ход. Руководствуясь исключительно сиюминутными соображениями, вы рискуете попасть в каждую из четырех описанных ловушек. Так, если вы переоцениваете свои за­слуги, вам наверняка кажется, что вас надо повышать немедленно, а не через пять лет. Если вы уходите в другую компанию ради больших денег или в надежде убежать от нынешних проблем, а не потому, что у вас есть осмысленная цель, вы бросаетесь головой в омут, полага­ясь на поверхностную информацию. «Сколько я мог бы зарабатывать сейчас? — думает человек в такой ситуации. — Как мне вырваться из этого ненавистного болота?»

Многие специалисты по подбору кадров считают неумение видеть перспективу отдельной серьезной проблемой. Они выделяли ее в сво­их рассказах, а не просто упомина­ли, говоря о других ошибках.

Смена работы в условиях стресса

Ошибки, которые совершают люди, ищущие новую работу, отнюдь не случайны: все мы психологически уязвимы, у каждого есть поводы для тревоги, всем вечно не хватает времени. И хотя ни у кого нет им­мунитета к стрессовым ситуациям, мы можем смягчить их негативные для нашего профессионального будущего последствия.

Психологическое давление. Че­ловек нуждается в психологическом комфорте, поэтому у него бессозна­тельно формируется положитель­ный образ себя самого, он хочет видеть окружающий мир более или менее предсказуемым и в меру без­опасным. Порой это приводит к са­мовозвеличению и к безусловному отторжению информации, которая не укладывается в созданную им картину мира. Психологи называют такую избирательность «эффек­том подтверждения» — это под его воздействием мы совершаем ошибки при выборе работы. Компа­ния, делая предложение кандидату, конечно же, хочет показать себя в самом выгодном свете, и тому, кто так или иначе подумывает о сме­не работы, легко поддаться чарам и видеть только светлую сторону.

Инстинкт самосохранения защи­щает не только самооценку. Мы стремимся сохранить достигну­тое материальное благополучие и избежать финансовых потерь. Любому из нас довольно ясно, с чем он расстается, уходя с преж­ней работы (даже если это зло, то зло знакомое), а вот будущий выигрыш далеко не столь отчетлив. Поэтому, а вовсе не из жадности, мы придаем столь большое значе­ние немедленной прибавке и во­обще денежному аспекту. Возмож­но, люди просто хотят спрятаться за видимыми материальными благами от тех рисков, которые могут подстерегать нас в долгосроч­ной перспективе, и которых они не в состоянии оценить.

На каждой стадии поиска ра­боты необходимо спросить себя: «Не ошибаюсь ли я? Почему я ре­шил, что эта работа — то, что мне нужно?» Постарайтесь больше разузнать о фирме, в которую вы думаете переходить, — соберите информации не меньше, чем о ком­пании, акции которой собираетесь приобрести. Разработайте альтерна­тивный сценарий. Представьте себе, как изменилось бы ваше отношение к нынешней работе, если бы уво­лился ваш начальник или если бы компания получила нового очень выгодного клиента. Проанализи­руйте еще раз свою роль в событиях, которые происходили в компании. Какой вклад в ваш успех внесли ваши коллеги? Это непростая внут­ренняя работа, и ее не всегда легко сделать без посторонней помощи. Чтобы расставить все по местам, многие из опрошенных нами топ-менеджеров обращались к настав­никам, к знакомым по работе, к тем людям, мнением которых особенно дорожат.

Трудности в отношениях. Ока­завшись в неловкой ситуации, мы инстинктивно действуем по прин­ципу «либо ввязывайся в драку, либо убегай» — ни о каком страте­гическом мышлении в этот момент и речи нет. Именно поэтому так час­то в основе действий людей — же­лание одним махом изменить свою жизнь, убежать от проблем, а не достигнуть поставленной цели.

Глава финансовой службы мар­кетингового агентства вспоминает случай, когда он предпочел уйти от трудностей, вместо того чтобы набраться духу и прямо поговорить о них. «Хотя мне нравилась моя компания и у меня были прекрас­ные отношения с финансовым директором, я ни разу с ним не поделился своими тревогами и проблемами. Просто уволился.

Теперь я понимаю, что именно от этого человека во многом зависела моя карьера в той компании. Если бы только я тогда остался... Как бы сейчас мне было хорошо, как уве­ренно я смотрел бы в будущее».

Разные методики борьбы со стрессом, такие как йога или ме­дитация, помогут вам справиться с ощущением загнанности. Попро­буйте обсуждать в одиночестве или с напарником трудные, неприятные темы — такие репетиции очень полезны. Учась говорить с други­ми, доносить до них сокровенные мысли, излагать свои проблемы, вы сможете подавить первые чис­то эмоциональные порывы и при решающем разговоре не терять голову. Вероятно, после честной и откровенной беседы с начальни­ком или коллегами вам удастся дру­гими глазами посмотреть на свою нынешнюю работу, и вы не сделаете необдуманного шага.

Если вы серьезно намерены сме­нить работу, не стесняйтесь на со­беседовании задавать неудобные вопросы. Если ваш интервьюер не может ответить на прямые во­просы, непосредственно относя­щиеся к делу, то как это характе­ризует корпоративную культуру компании?

Страх оказаться в неловкой ситу­ации — именно из-за него некото­рые смертельно боятся публичных выступлений — знаком многим, но на самом деле мы слишком преуве­личиваем возможные последствия наших оплошностей. Вы избавитесь от своих иррациональных страхов, докопавшись до их причин, и тогда сможете выходить из трудных си­туаций, попав в которые люди так часто принимают скоропалитель­ные решения и делают неудачный выбор.

Дефицит времени. Поспешная, необдуманная смена места работы всегда чревата неприятностями. Когда времени в обрез, люди со­вершают предсказуемые ошибки. Они видят только то, что лежит на поверхности — высокую зарплату и должность, и вовсе не пытаются копнуть глубже, посмотреть хотя бы на два шага вперед и либо во­обще не пытаются прогнозировать будущее, либо неверно себе его представляют. Многие при этом впадают в эгоцентризм, забывают об интересах окружающих.

Но как бы, то, ни было, решение о переходе на новую работу всегда приходится принимать быстро — времени на неспешные размыш­ления никогда не бывает. Один из участников нашего исследова­ния, исполнительный директор, готовясь к такому шагу, постоянно следит за происходящим в своей отрасли, как в США, так и за рубе­жом. По его словам, когда дойдет до окончательного выбора, он бу­дет хорошо знать, что делать. Од­нако обладать информацией еще недостаточно. Чтобы не пойти на поводу у общественного мнения и не попасться на удочку нахаль­ных зазывал, нужно уметь работать с этой информацией.

Тут вам может помочь наставник или кто-нибудь из профессиональ­ного сообщества. Составьте список: чего вы не знаете о компании. По­упражняйтесь в дебатах, взвесьте все «за» и «против». Подумайте, приняли бы вы предложение, если бы зарплата в новой компании была такой же, как у вас сейчас? Постарайтесь спрогнозировать свое будущее после перехода: нарисуйте кривую вашей возможной карьеры в течение следующих трех лет как на новом, так и на прежнем месте. Составьте самый оптимистичный и самый пессимистичный сценарий. Какое решение было бы правиль­ным в каждом случае?

Что, если вы уже сделали неверный шаг? Все опрошенные нами топ-менеджеры были единодушны: сведите к минимуму свои потери и уходите. Но не бросайтесь с го­ловой в омут. Советуем вам страте­гически подойти к выбору нового места. И, занявшись поисками подходящей работы, оставьте себе пространство для маневра, чтобы пойти на попятную, если вдруг вы почувствуете, что компания или должность вас не устраивает.

Только разобравшись в самом себе, можно обезопаситься от оши­бок на карьерном пути. Самосо­знание — очень широкое понятие. Оно предполагает знание не только своих сильных и слабых професси­ональных сторон, но и типичных для вас ошибок. Насколько ваши слабости заметны окружающим, как сгладить недостатки, в какой момент обратиться за помощью к своему наставнику или коллегам по цеху, как вас воспринимают дру­гие люди. Разобравшись во всем этом, вы хорошо представите себе, на какой работе будете чувствовать себя по-настоящему счастливым и чего на самом деле от нее ждете.

Борис Гройсберг — доцент Гарвардской школы бизнеса, автор готовящейся к публикации книги «Chasing Stars».

Робин Абрахаме — научный сотрудник Гарвард­ской школы бизнеса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий