Руководители компаний обычно строят свои расчеты на том, что общий объем деловой активности в их странах (если не считать недолгих периодов спада) может, а то и должен постоянно нарастать — хотя все больше людей видят в росте экономики угрозу окружающей среде и другие малоприятные побочные эффекты. Времена меняются, и руководителям пора привыкать к мысли о наступлении новой эры — «после эпохи роста».
Неограниченное увеличение ВВП, как и неконтролируемый рост населения, не сулит нам ничего хорошего. Тем не менее, в мире до сих пор все думают, что чем быстрее растет экономика, тем лучше. Но ведь рост создает больше проблем, чем решает: усугубляется безработица, из-за строительства промышленных предприятий ухудшается экология, меняется облик городов и поселков, у людей пропадает ощущение корней, страдает их душевное здоровье. Страны яростно соперничают за доступ к энергоресурсам и другому сырью. За всем этим стоит навязанная нам производителями идеология потребления: она создает ложные ориентиры и уводит прочь от истинных нужд общества и человека.
Развитые страны вступят в эпоху «после роста» довольно скоро. Значит, нашу работу, окружающую среду, интересы государства и отдельных сообществ уже не будут приносить на алтарь ВВП, а иллюзорная перспектива экономического подъема не будет затмевать собой подлинные чаяния общества. Потребительства станет меньше, мы вновь обратимся к ценностям, которыми столь долго пренебрегали, и качество жизни улучшится.
Экономический кризис уже сейчас заставляет нас жить проще. Люди опомнились и перестали безудержно тратить и приобретать (хотя бы потому, что денег стало меньше). Им снова открылось главное: самого дорогого не купишь в торговом центре — более того, не купишь нигде. Теперь мы знаем, что господство материальных благ и счастье — вещи несовместные.
Если мы хотим, чтобы рынок работал на общество, то в цену любого товара следует закладывать все затраты на охрану окружающей среды и социальные издержки. Установив адекватные цены на энергию и другие ресурсы, и продукты, важно сделать все, чтобы эти ресурсы и продукты были доступны людям (например, выдавать субсидии и более справедливо распределять доходы). Бизнесу нужно учиться жить в гармонии с обществом и окружающей средой. Конечно, даже в обществе «после роста» многое должно «вырасти»: хорошие рабочие места, доходы бедных, «зеленые» технологии, доступная медицина, система социального страхования для безработных, пожилых и нетрудоспособных, инвестиции в инфраструктуру и природоохранные программы. Все это невозможно без пересмотра государственной политики. Особенно важны меры, которые не только сдерживают рост, но и направлены на благо общества и защиту окружающей среды. Речь идет, например, о сокращении рабочей недели и увеличении отпуска; о более жесткой охране труда, гарантии занятости, социальных пакетах для всех; об ограничении на рекламу; о создании корпораций XXI века, в которых у сотрудников будет не меньше прав, чем у акционеров; о бескомпромиссной защите окружающей среды, здоровья людей и прав потребителей; о достижении экономического и социального равноправия; о расширении спектра общественных услуг; о программах, связанных с высоким приростом населения в США и за рубежом.
«После роста» будут развиваться и компании, но, разумеется, не все. Конкуренция усилится, предприниматели начнут внедрять новые технологии и создавать новые бизнес-модели — в том числе, чтобы учитывать нужды общества и способствовать восстановлению природного равновесия. И конечно, экономический рост должен продолжиться в бедных странах, ведь именно там, в жестокой нищете живет половина населения планеты. Этим государствам просто необходимо выйти на путь устойчивого развития во благо человека.
В ближайшие годы миру придется решать неотложную задачу: создавать новую экономику — экономику заботы о человеке, сообществах и природе. Все это должно стать главной целью хозяйственной деятельности, а не полезным побочным продуктом роста ВВП, расширения рынков и умеренного регулирования. Трудность в том, что предстоит не просто восстановить экономику, но полностью перестроить ее.
Чего клиенты хотят от службы поддержки
Превосходная служба поддержки может стать заметным конкурентным преимуществом, особенно сейчас, когда бизнес обретает второе дыхание после спада. Важно только, чтобы руководители поняли: потребители изменились. Многие брэнды лишились былого блеска,
покупатель все чаще сравнивает продукты конкурентов, и выбирают то одного, то другого — все это вносит нервозность в работу любой службы поддержки.
Исследования показывают, что клиентам не нравится, как работают нынешние службы поддержки. Люди хотят, чтобы с ними говорили по-человечески, отвечали на вопросы по существу и подробно, никуда не спеша. Только те, у кого это получится, смогут завоевать симпатии потребителя.
Наш недавний опрос показал: когда человек звонит в компанию, продавшую ему товар, и обращается за помощью, для него важны две вещи — компетентность сотрудника, с которым он говорит, и быстрота устранения проблемы. И, тем не менее, большинство колл-центров продолжают, как и десять лет назад, оценивать свою работу по двум параметрам: времени ожидания ответа и продолжительности разговора. Поэтому их операторы и тараторят как можно быстрее, что, естественно, никому не нравится.
Больше половины опрошенных нами (они пользовались продукцией самых разных отраслей) сталкивались с плохой работой служб поддержки. Примерно столько же считают, что этот недостаток присущ большинству компаний, с которыми им приходилось иметь дело. В среднем, по нашим данным, 40% потребителей впоследствии отказывались от услуг компании-обидчика.
Чтобы понимать, как на самом деле работает его служба поддержки, руководителю нужно анализировать информацию из разных источников: опросы потребителей, данные, собранные автоматизированной системой телефонной поддержки, записи разговоров с клиентами. Необходимо пересмотреть свои бизнес-процессы, дать сотрудникам свободу действий, чтобы они могли решать конкретные вопросы — тогда и клиенты будут реже перебегать к конкурентам.
Оценивая уровень сервиса, нужно выявлять, какой процент проблем был устранен во время первого разговора с клиентом и по каким причинам какие-то решены не были. С недостатками надо бороться неукоснительно, и в центре внимания должно быть качество взаимодействия персонала с клиентами. Все знают, что компьютерные системы для хранения знаний и программы распознавания речи для переговоров стоят недешево, но эффект от их использования может окупить расходы.
Некоторые руководители наивно полагают, что раздраженный клиент, в конце концов, простит поставщика и вернется. Наше же исследование показывает, что, наоборот, настроенные враждебно потребители часто исчезают без предупреждения. А значит, пока компания будет приходить в себя после спада, ряды клиентов могут сильно поредеть. И тогда надежды на то, что высокая репутация обеспечит в будущем высокие продажи, наверняка не оправдаются.
Десять непростительных недостатков
В хорошие времена плохое руководство может сойти с рук, но в тяжелые — неизменно ведет к провалу. Чтобы выяснить, какие недочеты опаснее всего для карьеры, мы проанализировали результаты двух исследований. Для первого — собрали данные 360-градусной аттестации руководителей компаний из списка Fortune 500 и выявили характеристики, общие для тех, кто был уволен в последующие три года. Для второго — проанализировали аналогичные данные на 11 тысяч руководителей и выделили среди них 10% наименее эффективных, судя по оценкам окружающих.
Объединив результаты, мы обнаружили десять самых распространенных изъянов. У каждого неудачливого руководителя заметен хотя бы один, а у многих — по несколько сразу.
Все эти недостатки настолько очевидны, что любой, казалось бы, должен был их исправить. Но неэффективные лидеры, работу которых мы анализировали, часто не видели бревна в своем глазу. Более того, те, кто получил худшие оценки сотрудников, сами себя оценивали в основном позитивно. Руководителям нужно научиться смотреть на себя со стороны и просить сотрудников честно оценивать их деятельность по этим параметрам. Иначе они рискуют остаться без работы.
Чтобы вас поняли
Важно не только что, но и как начальники говорят с подчиненными. Присмотревшись к руководителям, известным каким-нибудь талантом (заражать всех энтузиазмом, или создавать мощные брэнды, или ловко обходить опасные водовороты кризисов), мы обнаружили у них нечто общее: их речь пестрит словечками и метафорами, которые несут особый смысл для подчиненных.
Уолт Хейвенстайн, генеральный директор оборонной компании ВАЕ Systems, в письмах к инженерам любит употреблять математические символы. Объясняя, что интеграция приобретенных предприятий даст результат больший, чем сумма слагаемых, он использует формулу ς>Σ. И технари понимают, что он хочет сказать. А напоминая о главной задаче ВАЕ — свести к минимуму потери оснащенных ее техникой войск, он выражается по-военному:
даже ежегодное обсуждение стратегии компании называет «наставлением командира».
Совершенно иные аналогии — из области кино — применяет глава розничной компании Limited Brands Лес Векснер, основатель таких мощных сетей, как Victoria's Secret (женское белье) и Bath and Body Works (косметика). Чтобы его поняли все сотрудники — и администраторы и креативщики, он цитирует режиссера Сидни Люмета — его слова из книги «Как делается кино»: хороший фильм получится, только если вся съемочная группа, от рабочего до исполнителя главной роли, одинаково представляет себе конечный результат. Объясняя мерчендайзерам, что значит «целостность брэнда», он показывает им куски из фильмов про Джеймса Бонда — как разные актеры произносят: «мартини, смешать, но не взбалтывать».
Безусловно, чтобы вызвать интерес у аудитории, нужно подстроиться под нее. Иногда приходится импровизировать. Гендиректор Bank of New York Mellon Роберт Келли выступает «без бумажки», потому что уверен: сейчас многие, особенно начинающие сотрудники, с недоверием относятся к заранее написанным речам начальства. Конечно, так больше запинаешься — но это простят, если говоришь искренне.
Если вы, как руководитель, хотите почерпнуть что-то у этих талантливых людей, прежде всего, представьте себе тех, перед кем вам предстоит выступать. Кто ваши сотрудники — технари или творческие люди? Как подходят к задачам? Как относятся к начальству? И поняв это, подбирайте слова, которые вызовут у них доверие и интерес.
Надежны ли ваши зарубежные партнеры?
В связи с глобальным кризисом международные корпорации и их партнеры — производители из развивающихся стран должны пересмотреть систему взаимоотношений. Когда из-за уменьшения зарубежных заказов многие азиатские (и не только) фирмы-поставщики попросту прекратили существование, это стало полной неожиданностью для компаний из развитых стран. В первой половине 2008 года (еще до того, как начавшийся в США финансовый кризис породил хаос в глобальной экономике) в Китае, согласно официальным данным, разорились около 67 тысяч фабрик. По производителям из развивающихся стран ударило резкое сокращение заказов от иностранных партнеров. Только с января по февраль 2009 года объем поставок в США из-за рубежа уменьшился на 10%. И та, и другая сторона чувствовали себя обманутыми. Теперь производители и заказчики будут требовать полной информации о партнерах. Моя фирма взаимодействует со снабженцами, производителями и торговыми организациями, и в последнее время мы все чаще слышим, как международные компании настаивают на полном раскрытии информации о состоянии дел зарубежных производителей. А вот совсем новая тенденция: поставщики начали собирать сведения о своих зарубежных клиентах, каково их финансовое положение, на каких рынках они работают, какой объем продаж планируют. Серьезно обжегшись на одном клиенте, который не смог оплатить свой заказ, один индийский поставщик вообще перестал сотрудничать с компаниями из США. После того как кризис сойдет на нет, заказчики и поставщики будут подбирать новых партнеров и внимательно оценивать их. Им придется:
• регулярно справляться у партнеров об их прогнозах по продажам;
• получать независимые оценки финансовой стабильности партнеров, собирать данные об их работе и продажах в прошлом;
• запрашивать у партнеров рекомендации от их нынешних или бывших контрагентов;
• отслеживать риски, связанные с партнерами (например, заказчик должен представлять себе всю цепочку поставок производителя);
• предусмотреть варианты замены каждого важного партнера;
•давать контрагентам гораздо больше информации, чем прежде;
• уметь демонстрировать потенциальным партнерам свою стабильность и перспективность.
Если выполнять все эти рекомендации, вам, скорее всего, не придется, когда грянет гром, судорожно искать новых торговых партнеров.
Раз — и готово
Как показывают опросы, в первую очередь нужно обратить внимание на уровень компетентности сотрудников и их способность решать проблемы клиентов с первого раза. Большинство респондентов под «компетентностью» понимают способность «быстро отвечать на вопросы, не переключая абонента на другого сотрудника».
Худшие руководители
Вялы и пассивны Новые начинания для них обуза, сами они редко что-то предлагают, боятся дополнительных нагрузок. Об одном таком руководителе сказали, что он «высасывает энергию из окружающих». При слабой работе вполне довольны собой Всегда говорят, что им дали запредельно сложные задачи, а если достигают запланированных показателей, трубят на всех углах о неслыханной победе. Их жизненный принцип — «поменьше обязательств, чтобы можно было их перевыполнить». Лишены стратегического мышления Считают, что их единственная задача — выполнять план. Как неопытные туристы, боящиеся потерять тропу, больше всего страшатся развилки. Недальновидны По мнению коллег и подчиненных, они принимают не лучшие для компании решения и создают проблемы в будущем. Не поддерживают рабочих связей Не сотрудничают с другими начальниками, действуют автономно и в каждом видят конкурента. В результате у них нет доступа к тем, чьи советы и помощь им особенно пригодились бы в трудную минуту. Их слова расходятся с делом Провозглашая принципы рабочей этики, сами же их нарушают. Сотрудники считают их неискренними и не вполне честными. Противятся новому Отметают предложения подчиненных и коллег. Хорошие идеи пропадают зря, и компания не развивается. Не учатся на своих ошибках Даже если они делают не больше ошибок, чем их коллеги, они проигрывают, потому что не извлекают из них уроков, скрывают их от окружающих и переживают неудачи в одиночестве. Не умеют ладить с людьми У них одновременно два недостатка: любят командовать (ведут себя жестко и авторитарно) и невнимательны к окружающим (держатся надменно, не располагают к разговору и скупятся на похвалы). Не помогают росту подчиненных Настолько сосредоточены на себе, что забывают позаботиться о том, чтобы дать своим сотрудникам возможность для развития; в результате подчиненные теряют интерес к делу и к компании. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий