пятница, 13 ноября 2009 г.

БЕЗ ЧЕЛОВЕКА

Неосознаваемая, как мне кажется, профессиональным сообществом концептуальная драма российской эконо­мики — в том, что она не воспринимает человека как думающего, переживающего, планирующего свою де­ятельность существа. Даже самые продвинутые эконо­мисты из тех, к кому прислушивается власть, принимают в расчет только политические, международные, право­вые и некоторые социальные отношения. Все, что свя­зано с многообразной, часто не фиксируемой жизнью людей в социуме, они традиционно выносят за скобки. Ни культура, ни общественная психология, ни мораль практически не учитываются. Авторитетные эксперты не принимают во внимание мотивационную и тем бо­лее мировоззренческую системы человека, связанные с производством и потреблением разного рода смыслов: речь идет о ценностях, нормах, целях, запретах, стерео­типах, моделях поведения — всем, что составляет поня­тие «культура». И это притом, что культурное своеобра­зие оказывает на экономику огромное, если не сказать решающее влияние.

Мне могут резонно возразить: экономика учитывает многие социальные характеристики людей. Да, это так, но большинство экономистов (именно они — главные проектанты будущего состояния общества) рассматри­вает человека как агрегированного участника хозяйст­венной деятельности — под тем же углом и в том же контексте, что и другие экономические составляющие: величину и качество банковских активов, производст­венные мощности, энергетические и иные ресурсы. Они наделяют человека несколькими важными, но исклю­чительно демографическими характеристиками: пол, возраст, образование, место жительства, наличие семьи, имущественный ценз, качество здоровья и жилья. Неде­мографические свойства людей чаще всего игнорируют, и это пагубным образом влияет на понимание природы многих экономичных процессов, а, следовательно, и на управление ими.

Как же связаны экономика и культура? Приведу при­мер. Каким бы парадоксальным это ни казалось, воровст­во в России в рамках национальных культурных мат­риц, по сути, не считается преступлением. Конечно, с точки зрения закона и представлений о должном, во­ровать — нехорошо. Но культура не маркирует эту де­ятельность как морально недопустимую. Не осуждает она и взяточничество, как, впрочем, и коррупцию: око­ло 40% россиян убеждены, что коррупция в российском экономическом устройстве помогает решать многие актуальные проблемы. В частности, это довольно эф­фективный способ перебороть предельно формализо­ванную, иначе не работающую систему, где требуется, к примеру, 704 дня для сбора документов на новое стро­ительство (в то время как в Европе — 58, а в США — 40). Другой пример. Каждый из 77 млн. человек, заня­тых в народном хозяйстве РФ, знает о существовании зарплаты в конвертах. «Так платят благородные рабо­тодатели, — скажет инженер, рабочий, офисный слу­жащий. — Значит, они думают о нас!» В продвинутых, преуспевающих обществах это немыслимо — в России же в порядке вещей.

Не менее серьезная, можно сказать, табуированная проблема, напрямую связанная с состоянием нацио­нальной культуры и точно так же влияющая на эконо­мику, — состояние морали. Российское общество в на­стоящее время довольно аморально: я имею в виду не только зарегистрированную и латентную преступность, но и психологическую терпимость к насилию, нечувст­вительность к ценностным и поведенческим запретам, наплевательское отношение к личности, к самой жиз­ни. При этом у нас ощущается острейший дефицит до­верия — важнейшего ресурса современной экономики. Согласно последним исследованиям, 59% россиян не до­веряют друг другу, около 70% — не доверяют бизнесме­нам, а 82% — выступают за национализацию крупных предприятий. Скрывающиеся за этими цифрами пове­денческие модели не обсуждаются и не анализируются учеными, общественными деятелями, политиками.

Я глубоко убежден: если экономисты не начнут учиты­вать мировоззренческие факторы человеческой деятель­ности, не перестанут воспринимать думающего индивида только как предмет социальной опеки или политическо­го манипулирования, не попытаются понять и скоррек­тировать его многомерный мотивационный мир, наша страна в своем развитии очень скоро зайдет в тупик. Ведь власть воспринимает экономику, культуру, человека — саму жизнь — точно так же, как и ее эксперты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий