вторник, 23 июня 2009 г.

Ценности и реальность: нет ли расхождения?

Обычно люди пересматривают свои приоритеты, лишь пережив тяжелые потрясения, связанные, например, с болезнью, разводом или потерей работы. Но проводить смотр ценностям можно и не дожидаясь кризиса. Нужно только знать, как это делать.

Доналд Сулл, Доминик Хоулдер

У каждого из нас есть свои главные ценности: для одних важна карьера, для других - семья, а кто-то больше всего дорожит фи­нансовой стабильностью. Но если окинуть мысленным взором повседневную жизнь, посмотреть, на что мы тратим время, деньги, вни­мание, то окажется, что она не соответствует нашим представлениям о ценностях. У одних этот разрыв почти незаметен, у других он превра­тился в широкую пропасть. Как преодолеть это противоречие?

Ответить на такой вопрос попытался Ник, генеральный директор ком­пании, производящей предметы гигиены (все имена в статье изменены). После того как компанию приобрел инвестиционный фонд, Ник провел ее коренную реорганизацию, чем заслужил уважение партнеров фонда. Они высоко ценят опыт работы Ника и в крупном бизнесе, и в начинаю­щих компаниях, но сам он считает, что его деятельность имеет мало об­щего с тем, что ему по-настоящему дорого. «Лучшее время в моей жизни было, когда мы с женой взяли годичный отпуск и на общественных на­чалах работали в организации, помогающей иммигрантам, - рассказы­вает Ник. - Это было действительно важно для меня, я ведь родился в семье иммигрантов. Я с удовольствием вспоминаю тот год. Сейчас мне уже 50, на полноценную работу осталось лет пять, от силы десять, а я трачу драгоценное время на дело, которое мне не интересно. К тому же вряд ли я тут разбогатею...»

Оказавшись на распутье, Ник думает, как жить дальше. Его зовут на должность гендиректора в другие места - из кадро­вых агентств поступает немало предложений. А еще он может устроиться преподавателем в бизнес-школу или в ту самую некоммерческую организацию, с которой у него связаны столь приятные воспоминания. Варианты есть, и все же Ник не решается изменить свою жизнь, хотя почти каждый день испытывает чувство неудовлетворенности: ему кажется, что сначала нужно вывести на рынок новый продукт, потом по­смотреть, что будет происходить с принадлежащими ему ак­циями. По словам Ника, у него сейчас слишком много дел, чтобы заняться собой и начать жить в соответствии с идеала­ми. И это «сейчас» тянется уже много лет.

Очень многие вполне успешные люди ощущают такой же диссонанс, занимаясь не тем, что им по душе, и так же ниче­го не делают, чтобы устранить его. Наше внимание к этой проблеме привлекла случайность. С 1997 года мы вели в Лондонской бизнес-школе занятия по стратегическим корпоративным преобразованиям. Ключевое понятие наше­го курса - «вложение». Оно подразумевает инвестиции, обя­зательства, публичные обещания, соглашения - все то, что вынуждает организацию действовать так, а не иначе. На за­нятиях, а сначала в ходе исследований мы изучали, как из-за своих вложений компании по инерции следуют заданным курсом и поэтому не могут гибко реагировать на изменения конкурентной среды. Мы говорили также о том, как вложе­ния менеджеров способствуют развитию и преобразованию их компаний.

Со временем многие наши студенты стали применять эту концепцию для оценки своих личных и профессиональных достижений. Во многих случаях они получали очень инте­ресные результаты, и мы дополнили программу - включи­ли в нее раздел «личные вложения». Наши студенты с помо­щью специальной компьютерной программы могут даже моделировать личные вложения и их последствия. Далее мы подробно рассмотрим нашу концепцию и покажем, как она помогает людям средних лет изменить свою жизнь, приве­сти ее в соответствие со своими ценностями. Сразу огово­римся: мы не собираемся раздавать рецепты гармоничной жизни. Глупо утверждать, что государственная служба однозначно лучше собственного бизнеса. У каждой цели и жизненной программы свои достоинства. Наша задача - помочь вам определить собственные цели и ценности и на­учиться управлять своими вложениями.

Судьбоносные решения

Когда мы говорим о вложениях менеджеров, мы имеем в виду их действия и решения, которые будут определять курс ком­пании в дальнейшем. При этом речь не идет о масштабных инициативах вроде решения Boeing о развитии направления 777 или приобретения компанией Oracle конкурирующей PeopleSoft (Oracle купила PeopleSoft, чтобы усилить свои пози­ции на рынке корпоративных программ), хотя руководите­лям компаний то и дело приходится принимать подобного рода решения. И конечно, любой ответственный гендирек­тор, прежде чем запускать новый продукт или подписывать договор о слиянии с крупной компанией, предварительно проводит всесторонние исследования и оценивает возмож­ность достижения конкретных показателей. Однако решения, от которых зависит будущее, принимаются иногда в такой будничной обстановке, что им легко не придать значения. К примеру, компания, выделяя деньги на усовершенствование существующей технологии, может попасть в наезженную ко­лею технологического развития, из которой очень трудно вы­рваться. Выстраивая свою политику продаж с учетом несколь­ких ключевых клиентов, организация, скорее всего, попадет в зависимость от них и лишится многих возможностей для рос­та. Часто не принципиальные на первый взгляд решения заго­няют компанию в узкие рамки и накладывают на нее обяза­тельства не менее жесткие, чем по-настоящему крупные сделки, только в этом случае никому не приходит в голову проанализировать последствия.

То же самое бывает и в частной жизни: связывающие нас по рукам и ногам обязательства оказываются следствием сию­минутных решений - они кажутся нам столь несуществен­ными, что мы не воспринимаем их всерьез. Конечно, бывают и исключения. Время от времени мы делаем выбор осознан­но и совершаем поступки, изменяющие нашу жизнь, напри­мер, переходим на новую работу или вступаем в брак. Но, по­вторим, чаще всего мы принимаем на себя обязательства в результате вполне приземленных соображений: на что тра­тить деньги, время и энергию. А ведь любое, даже самое не­значительное решение такого рода может заметно увеличить пропасть между нашими идеалами и поступками.

Измерить пропасть

Чтобы устранить эту пропасть, прежде всего необходимо провести ревизию своих идеалов и ценностей - для этого можно составить таблицу вроде той, что приведена во врез­ке «Инвентаризация ценностей». Вероятно, вы плохо пред­ставляете себе, что для вас имеет самое большое значение, поэтому вам нужно время от времени вносить в этот вопрос ясность. Проверьте, во что вы вкладываете свои деньги, вре­мя и силы, - скорее всего, результаты вас удивят.

В левом столбце таблицы перечислите все, что считаете са­мым ценным и значимым. Постарайтесь обойтись без общих понятий вроде «деньги» или «семья» и писать более конкрет­но, скажем, вместо «деньги» - «обеспечить семье надежное финансовое положение», или «заработать достаточно денег, чтобы рано выйти на пенсию», или «стать богаче товарищей по бизнес-школе». То же самое касается детей: и тут можно найти точные формулировки, например «дать детям хоро­шее образование, вырастить из них сознательных, ответст­венных людей» или «проводить как можно больше времени с детьми». Это две совершенно разные ценности, они опреде­ляют модель ваших отношений с детьми. Если для вас важно «проводить как можно больше времени с детьми», то, вероят­но, вам стоит почаще ходить с ними на пляж, а если вы хотите «вырастить из них сознательных, ответственных лю­дей» - то выполнять вместе с ними какую-нибудь общест­венно полезную работу.

В списке большинства людей насчитывается не меньше пя­ти ценностей, касающихся разных сторон их жизни. Эталон­ного числа нет, но, если в вашем списке больше десяти пунк­тов, вероятно, вы уделяете недостаточно внимания самому главному.

Хотим вас предупредить: вся эта затея имеет смысл, только если вы честно назовете свои ценности, а не то, что принято ценить и уважать. Ваша цель - понять, чем именно вы доро­жите больше всего.

На следующем этапе проанализируйте, что и как вы делае­те, чтобы ваша жизнь соответствовала заявленным ценнос­тям. Речь идет не о выдающихся свершениях или крупных со­бытиях - их-то как раз в частной жизни (как и в бизнесе) бывает немного, а, скорее, о мелких, будничных поступках и решениях, которые, однако, вместе взятые, могут постепенно загнать вас в ту или иную колею. Проверьте, как соотносятся ваши повседневные вложения денег, времени и сил с вашими чаяниями. Каждую категорию мы рассмотрим отдельно.

Деньги.

Сколько денег вы потратили за последний год на каждую из перечисленных вами ценностей? Если вы заполня­ете налоговые декларации или ведете учет личных финансов, воспользуйтесь данными, собранными для этих целей. Ска­жем, статья расхода «посещение ресторана» может соответ­ствовать ценности «почаще встречаться с друзьями». Впро­чем, помните: не все статьи вашего бюджета напрямую совпадут с ценностями - что-то придется отнести к катего­рии «прочее». Иногда связь между тратами и ценностными категориями не очевидна. Например, получая ипотечный кредит на покупку особняка в фешенебельном районе, чело­век, вероятно, в числе прочего обеспечивает своим детям воз­можность учиться в престижной школе - тогда отдельные статьи бюджета отвечают сразу нескольким ценностям. Не­которые расходы на самом деле оказываются долгосрочны­ми инвестициями - кто-то предпочтет не упоминать их, а учитывать только «необязательные» расходы вроде покуп­ки абонемента в фитнес-клуб. Многие решат, что в первую очередь им стоит пересмотреть постоянные расходы, напри­мер на поддержание в порядке загородного дома (в результа­те можно будет тратить на него меньше денег и высвободить время и силы для решения других задач).

Составив бюджет, посчитайте, какую долю в доходах се­мьи занимает каждая статья, и в соответствующей графе таб­лицы проставьте полученные цифры (см. врезку «Что для меня важно»). Теперь вы ясно видите, вкладываете ли вы больше всего денег в свои главные ценности или нет. Если нет, значит, в вашей жизни налицо расхождение между цен­ностями и вложениями.

Время.

Многим людям времени не хватает гораздо чаще, чем денег. Время действительно дефицитный ресурс, кото­рый неизбежно истощается. Деньги совсем другое дело: при благоприятном стечении обстоятельств их становится все больше. Посмотрите, на что вы тратили свое время в послед­нюю неделю, и впишите цифры в колонку «Время» напротив соответствующей графы. Как и в случае с деньгами, учиты­вайте лишь часы, которые вы «инвестируете» в свои ценнос­ти. Разность между общим временем бодрствования и часа­ми, отданными конкретным ценностям, также относите к категории «прочее». Разумеется, каждому человеку нужно время на отдых, поэтому в список ценностей можно вклю­чить пункт «восстановление сил». Но только определитесь, что считать здоровым отдыхом, а что пустой тратой време­ни (если вы сидите днем у телевизора и смотрите футболь­ный матч - это здоровый отдых или нет?). Уделяете ли вы больше всего времени самым важным, на ваш взгляд, делам? Не слишком ли много часов попало в категорию «прочее», то есть было отнято у действительно приоритетных целей?

Энергия.

Физическая, эмоциональная и интеллектуальная энергия - еще один дефицитный ресурс, которого с возра­стом у нас остается все меньше. Понятно, что, когда вы пол­ны сил и сосредоточены на конкретной задаче, ваша отдача будет больше, чем когда вы устали и рассеянны. Ценности, которым вы отдаете больше всего энергии и внимания, от­метьте в таблице знаком плюс, остальные - знаком минус.

Как образовался разрыв?

Заполнив таблицу, постарайтесь оценить, насколько «спра­ведливо» вы обеспечиваете свои ценности деньгами, време­нем и энергией. Главная задача - выявить самые существен­ные перекосы, то есть понять, какие ценности получают недостаточно или, наоборот, непропорционально много ре­сурсов. Если ваши повседневные вложения в целом соответ­ствуют заявленным взглядам, вас можно поздравить: редко кому удается соблюдать такой баланс. У многих людей убеж­дения со временем все больше расходятся с поступками. Чтобы не усугублять ситуацию, постарайтесь понять, когда и почему началось это расхождение.

Иногда оно возникает из-за нежелания людей инвестиро­вать деньги, время и силы в важнейшие ценности. Это часто случается с теми, кто потерпел неудачу в личной или профес­сиональной жизни: люди теряют веру в свои силы и, боясь новых потрясений, уже не хотят ни во что вкладываться. По­рой причиной такого нежелания становится своеобразный «комплекс Питера Пена»: человек стремится как можно доль­ше оставаться в мире потенциального, среди еще не реализо­ванных возможностей. Иногда, скажем в молодости, это по­лезно: нам хочется найти себя, примерить к себе разные профессии и ценности, пожить разной жизнью - процесс познания приносит только пользу, хотя обычно родители бо­лезненно реагируют на искания своих детей, да и им самим, уже повзрослевшим, бывает неловко вспоминать о юношес­ких метаниях.

Впрочем, гораздо более распространенная причина несо­ответствия - последствия прежних поступков, решений, взя­тых на себя обязательств и т. п. Ту же картину мы видим и в корпоративном мире. Какие бы изменения, даже самые рево­люционные, ни происходили в конкурентной среде, многие менеджеры действуют по-старому, так, как привыкли. Мы на­зываем это явление «активной инерцией». Топ-менеджер, попавший в плен такой инерции, напоминает водителя авто­мобиля, застрявшего в трясине. Бессмысленно жать на газ: машина увязнет еще глубже. Наши былые достижения и успе­хи заставляют нас двигаться по наезженной колее, и со вре­менем нам все труднее выбраться из нее. Стратегические принципы превращаются в шоры, передовые процессы - в рутину, дружеские связи - в оковы, ресурсы - в обузу, а ис­кренние, полные жизни идеалы - в окаменевшие догмы.

Наши собственные решения и обязательства, добровольно принятые в прошлом, а затем потерявшие актуальность, связы­вают нас по рукам и ногам. Но мы по-прежнему тратим свои деньги, время и силы на то, что, возможно, давно уже не соот­ветствует нашим нынешним ценностям.

Кэтрин, гендиректор некоммерческой организации, полу­чила приглашение возглавить частную фирму. После 20 лет работы в государственном секторе ей показалось заманчи­вым попробовать себя в новой роли. К тому же ей обещали высокую зарплату, щедрый социальный пакет и многочис­ленные льготы - все это было весьма кстати, поскольку трое детей Кэтрин учились в колледже. Прежде Кэтрин осуждала людей, которые «продавались», работая в коммерческих ком­паниях. В этом с ней всегда был солидарен муж, посвятивший себя общественной деятельности. Супруги старались избе­гать искушений буржуазной жизни вроде престижных авто­мобилей, дорогой мебели, отдыха на модных курортах. Ког­да Кэтрин сказала мужу, что приняла предложение фирмы, он был вне себя: «Как ты могла! Что скажут наши друзья!» (Кстати сказать, Кэтрин больше всего любила и уважала в му­же именно его идеализм.) Дети, которые уже давно безре­зультатно просили родителей купить им iPod или PlayStation, обвинили мать в лицемерии. Кэтрин мечтала о финансовом благополучии, ей хотелось перейти на новую работу, но она сама загнала себя в угол, запутавшись в своих же установках.

В такую ловушку попадают многие. Мы слишком часто бе­рем на себя обязательства, не задумываясь о том, чем это обернется позже. Особенно сильно ощущают последствия необдуманных решений люди, которым открываются новые заманчивые перспективы. Типичный пример - Ханна, успешный предприниматель из Нью-Йорка. Она обещала своему лондонскому партнеру, что впредь они будут более тесно сотрудничать. Однако вскоре компания с Западного побережья предложила Ханне купить ее фирму на очень вы­годных условиях, правда с оговоркой: цена покупки будет за­висеть от результатов деятельности объединенной компании за пять лет. Ханна согласилась. Теперь она руководит новой организацией и постоянно летает в Сан-Франциско, а на ра­боту с лондонским партнером времени почти не остается. Ханна разрывается на части, потому что в свое время взяла на себя взаимоисключающие обязательства.

Часто, хотя мы сами того не осознаем, наши вложения под­разумевают некие обязательства, о которых не говорят пря­мо и вслух. В этом смысле трудно найти примеры - кроме, пожалуй, вступления в брак или выбора конфессии - того, как люди абсолютно открыто и публично берут на себя обя­зательства. А теперь снова вспомним Ника. Уйти с нынешней работы и найти себе дело по душе он не может вовсе не из-за условий договора с работодателем. На нынешней работе Ника удерживает чувство долга, ведь он уже давно дал понять Джерри, председателю совета директоров и основному инве­стору компании, что принимает его условия, и тем самым, как ему кажется, взял на себя определенные обязательства. В свое время Ник работал в двух фирмах, приобретенных Джерри, два десятилетия по взаимному молчаливому согласию был его правой рукой, а теперь он тяготится этим и чувствует, что попал в западню. Он понимает, что его репутация, положение в обществе и опционы на акции так же зависят от его отно­шений с Джерри, как если бы все эти факторы были фор­мально оговорены.

Неявные, лишь подразумеваемые обязательства, которые мы берем на себя, кажутся особенно обременительными по­тому, что они не устанавливают четких границ отношений или условий их расторжения, в отличие от юридических до­кументов. Что бы мы ни делали в соответствии с этими обя­зательствами, вольно или невольно мы подтверждаем наши обещания; во всяком случае, другие понимают это так.

Помешать нам вкладывать деньги, время и энергию в наши главные ценности могут и ожидания других людей. Очень часто мы оцениваем свой успех, руководствуясь чужими ори­ентирами. Даже покинув отчий дом, люди иногда долго оста­ются заложниками ожиданий своих родителей. С детства по­нятие «успех» подразумевает умение нравиться тем, кто ставит нам отметки, от кого зависят наши карьера и репута­ция. В школе или институте успех означает уважение сверст­ников и преподавателей. На работе мы еще больше зависим от чужого мнения: это ощущение укрепляют в нас и многие формальные процедуры вроде ежегодных аттестаций, анали­за реализованных проектов или ЗбО-градусного обзора.

В принципе, это терпимо - до тех пор, пока наши ценно­сти совпадают с ценностями окружающих. Джон после окон­чания колледжа получил работу в инвестиционном банке на Уолл-стрит и сразу зарекомендовал себя одним из самых усердных и добросовестных сотрудников. Ему нравилось, что сослуживцы за работоспособность прозвали его Трудя­гой. Но когда у Джона родился ребенок и ему захотелось по­больше времени проводить с семьей, коллеги без энтузиазма восприняли эту перемену. Между тем их мнение было для Джона не меньшей ценностью, чем семья. Придавая огром­ное значение суждениям окружающих, он доверил им право определять его приоритеты. Вскоре Джон понял, что нельзя позволять другим распоряжаться своей жизнью: если они по­ведут тебя туда, куда тебе не надо, конфликта не избежать.

Очень важно, какой отклик мы получаем, когда стремим­ся соответствовать той или иной ценности: чем меньше по­ложительный отклик, тем меньше ресурсов мы склонны вкладывать в нее. Вот как это проявилось в случае с Яном, руководителем международной консалтинговой компании. Придя в нее консультантом 12 лет назад, Ян вскоре стал менеджером, потом партнером и наконец директором. Он пре­красно справлялся со своими обя­занностями на каждой должности и неизменно удостаивался похвал руководства и коллег. Ян всегда це­нил свою семью, однако чем даль­ше, тем больше времени и сил от­нимала работа - обслуживание клиентов, подготовка молодых специалистов, развитие корпора­тивной структуры и т. п. Проанали­зировав истоки противоречия (как настоящий профессионал, он и здесь воспользовался диаграммой причинно-следственных связей), Ян понял, что на работе постоянно получает мощный положительный отклик - намного более сильный, чем в семье, - и привык к этой подпитке, стал зависеть от нее. «На работе я окружен уважением, даже восхищением коллег, - говорит Ян. - Дома все иначе: дочь в лучшем случае кисло кивнет, а жена, только что вернувшаяся без сил с работы, одарит вымученным поцелуем». Руководствуясь принципом «можешь измерить - сможешь исправить», Ян завел дневник и стал описывать часы, проведенные в кругу семьи. Вскоре он понял, как помочь делу.

Раз за разом оправдывая надежды начальства, коллег и род­ных, мы порождаем у них новые, еще большие ожидания и надежды. Типичный пример - история Ли, юриста по на­логовому праву, которая работает в энергетической компа­нии. Ли - специалист высочайшего класса, ее приглашают в престижные комиссии и комитеты, ведущие отраслевые журналы публикуют ее статьи, состоятельные клиенты обра­щаются к ней по самым острым вопросам. Ли всегда любила преодолевать трудности - именно эта черта во многом по­могла ей добиться успеха. «Я 25 лет занимаюсь одним и тем же, и мне все уже надоело, - признается Ли. - Уже дав­но не чувствую прежнего подъема и волнения, а мне этого так не хватает...» Однако Ли не решается изменить ход своей жизни. Более того, мысль о том, чтобы в 50 лет начать все сначала, пугает ее. «Я почти жалею, что моя карьера сложи­лась так успешно, - говорит Ли. - Мне есть что терять, ина­че, наверное, я рискнула бы и занялась чем-нибудь другим».

Переосмыслить свою жизнь Ли помогла юбилейная встре­ча выпускников ее юридической школы. Собралось около сотни бывших однокурсников, все стали наперебой хвастать­ся своими достижениями. «Я вдруг поняла, что меня завора­живают эти бесконечные истории успеха, и почувствовала, что хочу вырваться из заколдованного крута! - вспоминает Ли. - Если вдуматься, я целыми днями кручусь среди адвока­тов и менеджеров. Да и в свободное время все равно общаюсь с юристами». Ли поняла, что боится изменить жизнь, потому что для нее важно быть не хуже коллег. Чтобы избавиться от этой зависимости, она расширила круг друзей. Новые знако­мые поддерживали ее желание заняться другим делом - са­ми они уже прошли этот путь. Кроме того, Ли стала гораздо реже участвовать в профессиональных конференциях.

Смена курса

Те, кто проводят самоанализ вроде описанного в этой ста­тье, как правило, обнаруживают, что составить перечень ценностей довольно просто. Сложнее выявить несоответст­вие между ценностями и своей жизнью и разобраться в его причинах. Но самое трудное - устранить противоречия, преодолеть инерцию жизни.

Чаще всего катализатором перемен оказывается кризис, например утрата дорогого человека, болезнь или развод. В результате потрясений мы теряем не только деньги, вре­мя и силы, но еще и здоровье, репутацию, уверенность в се­бе. Но иногда кризис играет благотворную роль, заставляя нас пересмотреть свою жизнь.

Аннетта была партнером консалтинговой сети. В какой-то момент она поняла, что времени на работу уходит все боль­ше, а интересных ей проектов становится все меньше. Аннет­та, сама того не подозревая, оказалась заложницей своей це­леустремленности и обязательности. Боясь разочаровать клиента, она выполняла заказы всегда безупречно и в срок. Привыкнув к этому, заказчики каждый раз ждали от нее таких же результатов. Многолетняя успешная карьера не давала Аннетте заниматься тем, что было ей действительно дорого.

Все изменилось, когда врачи обнаружили у матери Аннетты рак и сказали, что жить ей ос­талось не больше полугода. Теперь первой зада­чей для Аннетты стало обеспечить матери наи­лучший уход, а второй - проводить с матерью побольше времени. Обязательства по отноше­нию к клиентам и партнерам оказались в этом списке на третьем месте - часто этими обяза­тельствами приходилось жертвовать. За время болезни матери Аннетта потратила очень мно­го времени, денег и сил. Но несчастье помогло ей изменить свои взгляды на жизнь.

Кризис заставляет задуматься об истинных ценностях. Любой кризис напоминает нам, что мы не всемогущи и не бессмертны, а потому не должны забывать о том, что для нас действи­тельно важно. Болезнь и смерть матери стали для Аннетты сигналом: жить нужно с полной от­дачей, не тратить время на пустяки. После этого она решила заниматься только интересными ей проектами и больше общаться с близкими людьми, в том числе с отцом.

Кризис ставит человека перед выбором. Люди не вкладывают ресурсы в ценности по разным причинам: одни чувствуют себя связан­ными прежними обязательствами, другие не хо­тят рисковать. Кризис иногда вынуждает отка­зываться от этой стратегии. Скажем, у человека, потерявшего работу, появляется стимул искать свое дело.

Кризис аннулирует прежние обязательства. Потрясение в личной жизни можно сравнить с форс-мажором в деятель­ности компании: в обоих случаях из-за непредвиденных и неконтролируемых обстоятельств прежние обязательства сторон считаются недействительными. Люди, на которых Аннетта раньше тратила основную часть своего времени и энергии, поняли, что забота о матери стала для нее самым важным. Можно было начинать жизнь с чистого листа.

Кризис позволяет реорганизовать рабочий календарь. За те полгода, что Аннетта ухаживала за матерью, она пере­дала большинство своих клиентов коллегам, и поэтому на работе у нее почти не осталось дел. Благодаря этому Аннетта смогла постепенно перестроить свою профессиональную жизнь, найти себе новые занятия.

Кризис помогает вырваться из замкнутого круга. Мы уже говорили о том, что многие успешные люди чувствуют себя заложниками своего успеха. Неудачи на работе или в личной жизни, несомненно, причиняют боль, но иногда приносят и освобождение. Потерпев поражение, гораздо легче изме­нить курс и взяться за новое дело. Например, Аннетта, вер­нувшись через полгода на работу, переключилась на более интересные проекты.

В обычных условиях нам гораздо труднее вырваться из плена старых обязательств и налаженного ритма жизни, ре­шиться на перемены. Именно поэтому столь важны для нас перерывы в основной работе - отпуск, учеба на курсах повышения квалификации и т. п. Как и кризис, эти переме­ны дают нам возможность поразмышлять о прежних обяза­тельствах и повод отказаться от некоторых, но, в отличие от кризиса, не требуют от нас больших жертв. Повторим, одна­ко, что решиться на смену курса в подобных обстоятельст­вах нелегко, даже если вы точно знаете, куда хотите идти. Пытаясь перестроить свою жизнь, люди могут столкнуться со многими проблемами.

Слишком большой скачок вперед. Часто, когда перед нами открываются заманчивые перспективы, мы теряем чувство реальности и пытаемся сделать слишком большой шаг в же­лаемом направлении. Эта неумеренность обрекает нас на провал. Поэтому, скажем, члены Общества анонимных алко­голиков не берут на себя обязательств «навсегда покончить с пьянством» - им советуют ставить цели на ближайший день. Весьма поучителен опыт Марии. Она приехала учиться в США из Бразилии и осталась там на 15 лет. Получив диплом МВА, Мария долго работала в крупной торговой компании на Среднем Западе. Затем она затосковала по родителям и ре­шила вернуться в Сан-Паулу. Радость встречи с родными бы­ла омрачена тем, что дома ей не удалось найти работу, соот­ветствующую ее квалификации и запросам. К тому же ей сильно не хватало американских друзей. Мария провела на родине год, сменила за это время два места работы и наконец уехала в США. Она поняла, что поторопилась сжечь за собой мосты: правильнее было бы остаться в прежней компании и добиться годичной командировки в Бразилию.

Искушение действовать самостоятельно. Пересмот­реть свои обязательства в одиночку трудно, хотя бы потому, что они связывают нас с множеством других людей. Любая социальная ячейка - семья, церковь, компания или общи­на - держится на обязательствах, которые ее члены дают друг другу. Отказ от них может нанести удар по всей ячейке и подорвать доверие к нарушителю. По мере того как меня­ется окружающий мир или система наших ценностей, мы должны обсуждать эти перемены с теми, кого они затраги­вают, а не действовать в одностороннем порядке. Сьюзан, топ-менеджер крупной британской фирмы, решает сло­жить с себя часть полномочий: она хочет больше времени проводить с детьми. Прежде всего ей необходимо обгово­рить перераспределение ролей в компании со своим на­чальником и коллегами. Но больше всего она боится разго­вора с мужем: как он воспримет финансовые последствия этого шага, как все это отразится на их семейной жизни? Сьюзан не исключает, что именно мужу предстоит принять окончательное решение.

Лавина обязательств. Эта ловушка подстерегает того, кто, не разделавшись со старыми обязательствами, взвали­вает на себя новые. Выполнить сразу все обещания, данные в разное время, невозможно - на это не хватит ни време­ни, ни других ресурсов, и, скорее всего, вы вообще ничего не сделаете. Такое часто бывает и в личной, и в профессио­нальной жизни. Посмотрим, что случилось с Маргарет, топ-менеджером европейского концерна. Ее работа, предпола­гавшая множество самых разных заданий, оценивалась по 50 различным показателям. Задания накапливались, рабо­чий график всегда был забит до предела. В какой-то момент Маргарет увидела, что уже не может брать на себя новые обязательства - не позволяли неразобранные завалы ста­рых. В конце концов один час в месяц она стала посвящать пересмотру прежних обязательств и заданий. Если выясня­лось, что какие-то очень важные мероприятия в плане пред­стоящего месяца накладывались на уже запланированные, но менее значимые дела, она их отменяла.

• • •

Завершая наш курс, посвященный реализации стратегичес­ких преобразований, мы обычно даем студентам задание - составить список обязательств, которые они собираются взять на себя. Хотя все студенты слушают один и тот же курс, это задание они выполняют совершенно по-разному. Учиты­вая это, мы не станем давать каких бы то ни было рецептов. Единые правила не работают там, где все зависит от кон­кретных обстоятельств. Помните только, что между вашими ценностями и действиями может возникнуть противоречие, а его можно устранить или хотя бы минимизировать. Время от времени устраивайте смотр своей системе ценностей и анализируйте, как вы расходуете свои основные ресурсы. Это поможет вам контролировать свои будущие вложения и вырваться из плена прежних обязательств.

Комментариев нет:

Отправить комментарий