Большинство трудов по основам менеджмента или чересчур наукообразны, или методически слабы и не оставляют следа в памяти. Какие же знания необходимы человеку, решившему заняться руководящей работой или открыть свой бизнес? Как управлять группами и организациями? Что значит рационально вести дела? Что для этого нужно делать? Какие методы воздействия имеются в его распоряжении? Изложенный здесь в форме рекомендаций материал даст начинающим менеджерам опору, с помощью которой они в дальнейшем будут совершенствоваться и углублять свои знания по специальным дисциплинам.
Автор: Александр Сергеевич Бoльшaкoв, доктор экономических наук, профессор кафедры управления Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП).
Большинство трудов по основам менеджмента или чересчур наукообразны, или методически слабы и не оставляют следа в памяти. Я вправе такое утверждать, ибо сам уже 15 лет преподаю этот курс в различных вузах Санкт-Петербурга и на собственном опыте убедился, что большинство обучающихся хотят, но не могут в полной мере осознать: а что же все-таки это такое — менеджмент. Акцентирую внимание только на информации и оставляю за скобками методики преподавания этой дисциплины конкретными людьми.
Менеджмент — интереснейшая молодая наука, синтезирующая в себе знания из многих дисциплин: теории управления, теории организаций, организационного поведения, психологии, социологии, политологии, теории принятия решений, теории игр, экономики и даже драматических искусств.
Какие же знания необходимы человеку, решившему заняться руководящей работой или открыть свой бизнес? Видимо, сначала самые основные, которые бы помогли ему в практической деятельности. В первую очередь ему интересно узнать, как же управлять собой, — ведь без этого он не сможет руководить своими подчиненными. Как управлять группами и организациями? Что значит рационально вести дела? Что для этого нужно делать? Какие методы воздействия имеются в его распоряжении?
Мы надеемся, что изложенный здесь в форме рекомендаций материал даст начинающим менеджерам опору, с помощью которой они в дальнейшем будут совершенствоваться и углублять свои знания по специальным дисциплинам: финансовому менеджменту, стратегическому менеджменту, инновационному менеджменту, рекламному и банковскому менеджменту и др.
Менеджмент — совокупность методов, принципов, средств и форм управления хозяйственными организациями с целью повышения эффективности их деятельности.
***
1.1. Прежде всего осознайте смысл своей деятельности; осознание — это не только понимание того, кому вы и ваше дело нужно, но и вера в успех будущего дела!
1.2. Беритесь за дело, только когда верите в успех и чувствуете, что вы созрели для бизнеса.
1.3. Если нет денег для начала бизнеса, разработайте план их «добычи».
1.4. Настойчиво добивайтесь того, чего хотите и во что верите. Воспитывайте в себе ненависть к словам «не смогу», «невозможно».
1.5. Если вы чувствуете, что слабы для самостоятельного дела, не беритесь за него.
1.6. Слабый не тот, кто «не может», а тот, кто не способен распознать в себе слабость, принять ее и мудро жить в соответствии с ней. Живите в соответствии со своим предназначением.
1.7. Если вы все-таки решили заняться руководящей работой или создать свою фирму, завести бизнес — четко определите цели и задачи, настойчиво добивайтесь их достижения и решения.
1.8. Если вы чувствуете, что устали, — отдохните, переключитесь на другое, не связанное с бизнесом дело!
1.9. Умейте расставлять приоритеты в своей работе и следовать им, не «распыляйтесь» сразу на все дела.
1.10. Осознайте, что менеджмент — это не только инструмент власти и достижения целей, но и двигатель прогресса фирмы.
1.11. Подумайте, на что вы сделаете ставку в своей деятельности: на персонал, на себя, на виртуозного управляющего, на новизну бизнеса или товара, на новый рынок сбыта.
1.12. Выделите критические факторы успеха фирмы, на которые вы намерены ориентироваться: или это будет реклама, или новая система мотивации труда персонала, или новая система сбыта, или новая система управления фирмой, или структура организации, или что-то другое.
1.13. Учтите, что в вашем распоряжении находятся только пять видов ресурсов: люди,финансы, материальные ресурсы (здания, земля, оргтехника, транспорт и т. д.), информация и время. Распределите свой контроль и усилия организации по этим пяти направлениям. Учитесь управлять ресурсами, как в шахматах, чтобы не проиграть.
1.14. Будьте готовы, что на каждый ваш ход будет антиход — со стороны или конкурентов, или подчиненных, или государства, или партнеров, или потребителей, или же со всех сторон одновременно.
1.15. В сложной обстановке пытайтесь удержаться, не суетитесь. Учитесь выжидать. Вспомните слова полководца Тамерлана: «Храбрость — это терпение». Нужное действие должно быть произведено только в нужный момент.
1.16. Если дело не идет, причина в вас! Осознание этого — основа будущего успеха.
1.17. Старайтесь не обижаться на неудачи, а делать соответствующие выводы.
1.18. Никогда не пеняйте на других, а скажите спасибо за полученный опыт!
1.19. Если дело идет плохо, решите, что будете менять в первую очередь: персонал, стиль руководства, коммуникации, систему взаимодействия между подразделениями и систему управления ими, или же систему сбыта товара, поставщиков, или сам товар, или сам бизнес.
1.20. Попытайтесь «полюбить» людей: клиентов, подчиненных, партнеров, конкурентов. По крайней мере не относитесь к ним внутренне негативно. Воспитывайте в себе доброжелательное отношение к людям.
1.21. Вам необходимо владеть десятью основными функциями: 1) грамотно ставить цели и задачи перед собой и подчиненными; 2) анализировать информацию; 3) прогнозировать будущие события; 4) планировать; 5) принимать рациональные решения; 6) организовывать труд и координировать бизнес-процессы; 7) мотивировать персонал; 8) регулировать отношения в группе и разрешать конфликты; 9) контролировать исполнение; 10) формировать и удерживать организационную культуру фирмы.
1.22. Попытайтесь найти свою нишу в бизнесе: быть сильным среди слабых достойнее, нежели слабым среди сильных.
1.23. Знайте, что стиль руководства выбирается в зависимости от вида рабочего задания, зрелости исполнителей, ситуации и ваших властных полномочий.
1.24. Власть — это возможность влиять на поведение других людей. Можно иметь власть, но не иметь полномочий, которые суть права и возможности использования власти. Желательно, чтобы полномочия, ответственность и власть были закреплены документально (в должностных инструкциях, например) и гармонизированы между собой.
1.25. Власть можно осуществлять с помощью принуждения, страха, денег, личной харизмы и лидерства, веры и пр.
1.26. В любой группе наблюдается баланс власти: уровень влияния лица А на лицо Б равен степени зависимости лица Б от лица А. Опытный менеджер всегда чувствует этот баланс — что можно делать с коллективом, а что нельзя. Изменение баланса ведет к конфликтам.
1.27. Власть и ответственность в фирме могут быть организованы по системе «елочка» и по системе «матрешка». По системе «матрешка» вышестоящий руководитель может вмешиваться во все дела нижестоящего. Это традиционно российская система управления. По системе «елочка» вышестоящий руководитель может вмешиваться только в часть дел нижестоящего. Это веберовская, немецкая схема бюрократизации управления.
1.28. Необходимо всегда владеть собой и стараться быть мудрым, чтобы в зависимости от ситуации успешно менять стиль руководства.
1.29. Постоянно составляйте и контролируйте свой план действий в организации.
1.30. Уясните, что потребитель (клиент) диктует вам условия игры, а не вы ему!
1.31. Осознайте, что реклама — это помощник, но не панацея для дополнительного дохода.
1.32. Постоянно думайте о развитии своей организации и ее будущей стратегии. Стратегия — это не только взгляд и план на будущее фирмы, но и действия в настоящем с целью достижения желаемой перспективы.
1.33. От того, с кем, когда и как вы разговариваете в настоящем, зависит ваше благополучие в будущем. Это и есть составляющая стратегического мышления менеджера.
1.34. Никогда «не сжигайте мосты», не рвите связи — они вам могут еще пригодиться. «Задавите» в себе ненависть, чтобы иметь возможность использовать эти связи еще раз.
1.35. Знайте, что эффект от групповой работы в большинстве случаев не равен алгебраической сумме эффектов от людей, в группу входящих. В этой связи неплохо бы вспомнить знаменитую формулу: «То, что делает один американец, не сделает один японец, но то, что делают десять японцев, никогда не сделают десять американцев».
1.36. Любую проблему рассматривайте в комплексе или по крайней мере во взаимосвязи факторов; излишнее упрощение проблемы — путь к неудаче.
1.37. Учитесь выделять наиболее значимые факторы, влияющие на конечный результат, например, качество персонала, его мотивацию, систему организации труда, схемы финансирования и т. д.). От правильности вашего выбора зависит качество будущего управленческого решения.
1.38. Постоянно учитесь и совершенствуйтесь. Не стесняйтесь набираться знаний у других, даже если они ниже вас по должности.
1.39. Помните, что недостаточно возможности управлять — необходима еще и готовность персонала исполнять команды.
1.40. Прежде чем рисковать, проанализируйте все плюсы и минусы от последствий решения, определите вероятности риска.
1.41. Приступая к управлению, гармонизируйте интересы работника, организации, собственника(ов) организации, отрасли и государства (в лице ее структур). Например, интересы человека — это максимум его собственного заработка, а интересы фирмы — максимум прибыли. Видно, что интересы не совпадают.
1.42. Знайте, что организация (фирма) развивается по своим собственным законам, часто не связанным с управляющими воздействиями. Искусство менеджера — улавливать такие тенденции и подстраиваться под них.
1.43. Помните, что хаотичная фаза в работе организации всегда сменяется структуризацией и наоборот. Этот процесс диалектичен по своей природе и не всегда зависит от воли руководителей.
1.44. Умейте трансформировать систему, когда ей это необходимо.
1.45. Умейте улавливать момент, когда система требует изменений.
1.46. Если то, что нужно системе (фирме), совпадает с тем, что нужно вам, — возбуждайте систему. В обратном случае — на время «усните».
1.47. Перестройка фирмы целесообразна, когда она необходима работникам, работодателям, собственникам, отрасли и государству.
1.48. Если баланса не найти, то надо искать центр силы, выявить, какие интересы доминируют в данный момент времени и чья сила весомее.
1.49. Помните о законе трансформационного спада: «Если система при существующей структуре достигла максимума какого-то показателя, то его дальнейшее повышение возможно лишь при условии смены структуры системы, переход к которой связан с обязательным временным снижением данного показателя».
1.50. Не усложняйте излишне систему ради ее устойчивости — практика показывает, что это приводит к обратному результату. Помните знаменитую японскую формулу: «Надежная система (фирма) должна состоять из большего числа, но более простых элементов, а не из меньшего числа, но более сложных».
1.51. Добивайтесь синергичности (однонаправленности усилий) в работе подразделений. Боритесь с эмерджентностью (несовпадением целей персонала, подразделений и организации).
1.52. Умейте включать обратные связи (например, обратные мотивационные связи персонала «усилие—результат—размер вознаграждения»).
1.53. Учитесь создавать мультипликативные (умножающие) эффекты. Например, быстро внедряя новый товар, являющийся «ноу-хау», фирма начинает получать большие прибыли.
1.54. Помните, что зачастую бороться с необратимыми тенденциями (например, когда общий экономический спад приводит к снижению мотивации персонала) в организации бывает бессмысленно — это приводит к лишним тратам ресурсов и энергии. Важно вовремя выявлять эти тенденции и пытаться подстраиваться под них («не плыть против течения»).
1.55. Стратегию свою необходимо выстраивать в контексте общей логики развития ситуации на рынках и в экономике.
1.56. Старайтесь быть всегда на стороне сильного (если это, конечно, не унижает вашего достоинства и не мешает жить). Под «сильным» прежде всего разумеется «мудрый».
1.57. Не объединяйте усилия двух неудачников.
1.58. Постоянно ищите центры силы организации (ими могут быть люди, группы, подразделения).
1.59. Знайте (или по крайней мере ощущайте) свой психофизиологический потенциал и работайте в соответствии с ним, не перенапрягаясь.
1.60. Умейте отвлекаться и расслабляться (без последствий для здоровья).
1.61. Не зацикливайтесь на каких-то одних функциях (финансы, кадры, снабжение,сбыт, производство, маркетинг и т. д.), учитесь стратегически смотреть в будущее.
1.62. Учитесь стимулировать, возбуждать интересы у себя и у других.
1.63. Для успеха необходимы желание, вера в успех, сильная воля и терпение. Выигрывает тот, у кого эти составляющие взаимодополняемы.
1.64. Проиграть может и сильнейший, не рассчитавший свои силы во времени (спортсмены это знают).
1.65. Довольствуйтесь малым, но эффективным. Помните, что прирост прибыли (выручка минус затраты) еще не означает успех в работе (этот прирост мог быть обеспечен большим приростом затрат). Следите за рентабельностью работы (в общем виде это отношение прибыли к затратам).
1.66. Не бойтесь бизнес-планирования. Оно покажет ваши потенциальные возможности.
1.67. Довольствуясь малым, стремитесь к большему.
1.68. Не завидуйте нигде и никому.
1.69. Принимайте неудачи в бизнесе как хорошие жизненные уроки.
1.70. Не паникуйте, когда приходит разорение или неудача. Сразу ответьте себе на вопрос: а может, это и к лучшему, ведь я теперь свободен от множества проблем, я совершенно свободен?
1.71. Если бизнес надоел или «измотал» вас, передайте или продайте его другому, но не пытайтесь его усовершенствовать.
1.72. Запомните формулу: «Настоящий хозяин тот, кто в первую очередь думает о том, как накормить свою семью, а только потом — себя».
1.73. Развивайте в себе способности лидера — можно быть руководителем, но не быть лидером, и наоборот.
1.74. Учитесь терпеть!
Комментариев нет:
Отправить комментарий