Современное общество преуспело в создании всё новых способов обменять время на деньги, а потом сразу же – на хлам. Вот только вчера человек получил аванс за две недели работы в поте лица – а уже сегодня в его квартире (или в кармане) появляется какой-то новый образец хлама.
Впрочем, спонтанных покупок ещё никто не отменял, так что нечаянно сэкономленные деньги легко тратятся на хлам размером поменьше.
На этот раз мы поговорим о том, почему количество хлама в наших домах растёт, а счастья от обладания хламом как не было, так и нет. Ну и, разумеется, постараемся понять, как быть, чтобы не остаться без денег, но с кучей ненужного или надоевшего хлама.
Закон первый. Большинство покупок ведёт к другим покупкам. Чтобы получить удовольствие от купленной долгожданной игры, требуется купить более мощную видеокарту или даже приставку. Купленная сумочка требует новых перчаток или нового платья. Купленная бутылка шампанского требует баночку икры, а купленное пиво – сушёную рыбу. Машина требует оплаты регистрации, страховки, стоянки и бензина. Новая кровать обычно требует новый матрас. Новая видеокамера требует сумку, новую батарею повышенной ёмкости и (для большинства моделей) набор кассет.
Закон второй. Даже самая желанная покупка надоедает со временем – и намного быстрее, чем это кажется. Вы замечали, что вещь, которую вы долго искали, или товары из мира моды (от дизайнерских сумок и дорогих часов до разлоченного iPhone) продолжает сохранять свою желанность ровно до той поры, пока все ваши знакомые про неё не узнают и не восхитятся. В моём случае желанная покупка Wii Fit на самом деле оказалась намного менее востребованной, чем это казалось раньше (сказывается, конечно же, и хроническое отсутствие времени на развлечения, но это закона не отменяет).
Следствие из второго закона. Ценность покупки – не в радости от обладания ей, а в размере проблемы, которую она решает. Как мы уже выяснили, ярко положительные эмоции очень быстро сменяются равнодушием. Для того, чтобы замедлить процесс превращения вещи в хлам, покупка должна быть полезной, т.е. решать какую-то (желательно – наболевшую) проблему. Например, вряд ли вы будете водить хоровод вокруг купленной стиральной машины, но это не помешает вам ею регулярно пользоваться. А вот, например, самая дорогая и хорошая дрель, которая нужна два раза в год, будет просто захламлять полку.
Закон третий. Многие покупки уменьшают количество счастья в жизни. Габаритные покупки занимают место дома или в офисе. Осознание размера потраченной на дорогую покупку суммы приходит почти сразу же после исчезновения радостных эмоций от покупки. Не от всех старых вещей можно быстро и легко избавиться (обычно выкинуть быстрее, чем продать, хотя у меня были и обратные примеры) – и в таком случае дома начинает накапливаться хлам. Если при покупке вы колебались между двумя-тремя вариантами, вполне может оказаться, что вы будете себя корить за сделанный выбор, полагая, что какой-то из других вариантов был лучше, красивее, функциональнее или дешевле.
Выводы:
Если вы не можете позволить себе выкинуть или подарить кому-то модные предметы – не покупайте их.
Старайтесь оценить стоимость сопутствующих товаров до похода в магазин. На фоне стоимости дорогого товара они могут выглядеть незначительными, но это опасный самообман.
Если какая-то вещь вам нужна редко, задумайтесь над тем, чтобы её у кого-то одолжить вместо покупки.
Если вы покупаете вещь взамен уже имеющейся, подумайте заранее, как вы будете избавляться от имеющейся вещи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий