пятница, 1 июля 2011 г.

НАПУТСТВИЕ ОРАТОРУ

Эффективная презентация и выступление

  • Избегайте лишних звуков: например, не звените ключами в кармане, не щелкайте авторучкой и др.
  • Не увлекайтесь ручными «помощниками» — ручками, указками, очками.
  • Избегайте случайных движений: например, не дотрагивайтесь до себя (волос, лица, частей тела).
  • Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией: не смотрите в стену или в окно; не переводите взгляд от одного слушателя к другому каждую секунду, обводите аудиторию глазами, задерживаясь на каждом из участвующих на 2-3 секунды; не забывайте смотреть на всех присутствующих.
  • Избегайте визуальных отвлечений: например, очень интенсивной жестикуляции, неудачной позы, выражения лица.
  • Следите за употреблением слов-паразитов, старайтесь не произносить таких слов, как: «ОК!», «Вы знаете...», «И так далее», «Итак...».
  • Не употребляйте неприличных выражений, избегайте «трудных» терминов.
  • Избегайте «закрытых» и напряженных поз.
  • Используйте голос: регулируйте громкость, темп, четкость произношения.
  • Будьте дружелюбны, покажите искреннюю заинтересованность в том, что вы делаете: не прибегайте к снисходительному тону, даже если вы уверены, что являетесь экспертом по данному вопросу.
  • Спрашивайте аудиторию, слышно ли вас, поняли ли вас.
  • Следите за вопросами аудитории.
  • Следите за сигналами, которые невербально посылает ваша аудитория: положение тела, рук, ног и т. п.
  • Не заглядывайте постоянно в свои записи. Никогда ничего не зачитывайте, кроме цитат.
  • Делайте частые паузы — они кажутся гораздо длиннее вам, чем аудитории.
  • Юмор используйте в меру.

Активное слушание

Активное слушание требует усилий. Сосредоточьте свое внимание на говорящем. Будьте терпеливы: в среднем человек произносит 125 слов в минуту, а услышать за это время он может значительно больше. На какое-то время откажитесь от собственных взглядов и мнений.

Используйте язык тела

Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте визуальный контакт, кивайте. Время от времени произносите: «да», «понимаю», «так-так»

Задавайте вопросы

Спрашивайте только в том случае, если нужно уточнить сказанное, выяснить детали

Перефразирование

Повторите своими словами то, что вам сказали. Повторяйте ключевые фразы, предложения именно так, как они были произнесены. Используйте обращение «Вы». Подключайте и факты, и эмоции

Подытожьте основное

Подводя итоги, проявляйте симпатию, не выносите суждений, не давайте оценок и не предлагайте решений. Убедитесь в том, что ваш обзор был точным и полным

Поощрения при активном слушании:

Вербальные

Невербальные

Понимаю

Кивнуть

Угу, угу

Поддерживать постоянный визуальный контакт

Это интересно!

Наклониться вперед

В самом деле?

Отойти в сторону

Продолжайте!

Поднять брови

Можете рассказать мне подробнее об этом

Нахмуриться (способствуя уточнению)

Как развить в себе навыки слушания

  • Когда говорите, старайтесь поставить себя на место слушателя.
  • Когда слушаете, не прерывайте говорящего, дайте ему время высказаться.
  • Сосредоточьтесь на том, что говорят, старайтесь не упустить важные слова, идеи, чувства. Доберитесь до сути, поймите основную идею.
  • Контролируйте свои чувства, даже если абсолютно не согласны с тем, что говорят. Не спорьте мысленно с тем, кто говорит.
  • Услышьте то, что не сказано, иногда это важнее слов.
  • Выработайте следующее отношение к слушанию: с нетерпением ожидайте, что будет сказано.
  • Помогайте слушанию: повернитесь к собеседнику, установите зрительный контакт, сделайте заинтересованное выражение лица.
  • Устраните факторы, отвлекающие внимание (карандаш в руках, перекладывание бумаг).

Помните, что невнимательное слушание свидетельствует о равнодушии к собеседнику.

Умение задавать вопросы

  • Задавайте вопросы, обращаясь ко всей группе (аудитории).
  • Дайте группе время подумать.
  • Среагируйте на ответ и продолжайте дальше, пока не выясните истину.
  • Если никто не отвечает, обратитесь к невербальным сигналам со стороны аудитории: контакт глазами, поза — кто-нибудь, скорее всего, хотел бы ответить.
  • Если никто не может ответить на вопрос, перефразируйте его или спросите, был ли он понятным.
  • Задавая вопрос, не вкладывайте в него очевидный ответ.
  • Будьте осторожны с оценкой ответа.
  • Отдавайте предпочтение открытым вопросам. Например:

— Как вы себя чувствовали?
— Как это решение повлияет на вас?
— Как бы вы оценили эту идею?
— Что именно из ваших наблюдений повлияло на вывод?
— Каким образом этого можно достичь?
— Что можно сделать для сокращения числа/ влияния негативных моментов?

Закрытые вопросы:

  • «Кто может сказать мне, какого числа?..»
  • «Вам это нравится?..»

Избегайте вопросов:

  • начинающихся с «почему» — такие вопросы заставляют защищаться;
  • управляющих — «Не думаете ли вы, что было бы лучше?..»;
  • множественных — ряда вопросов.

Рекомендации Сократа

Воспользуйтесь подсказками древних греков. Если вы хотите, чтобы группа активнее участвовала в доказательстве чего-либо, обратитесь к рекомендациям Сократа.

  1. Знайте ответ, который хотите получить.
  2. Задавайте открытые вопросы.
  3. Перефразируйте ответы участников (аудитории).
  4. Резюмируйте сказанное участниками (аудиторией).
  5. Дополняйте собственными аргументами.

Имена и лица

Чтобы обращаться к участвующим по имени:

  • слушайте имена;
  • повторяйте их про себя;
  • называйте имена как можно чаще;
  • ищите черты лица, которые более всего запоминаются и гиперболизируйте их;
  • создавайте ассоциации с именами или внешностью.

Контроль времени

  1. Лучше всего за временем следить по часам, лежащим на столе (висящим на стене). Можно использовать хронометр, песочные часы или таймер для соблюдения графика перерывов, контроля времени, работы в малых группах и т. п.
  2. Закладывайте в структуру плана резервное время, которое можно будет использовать по мере надобности в ходе выступления или группового взаимодействия. Если останется излишек времени, можно, например, провести «зарезервированную» сессию вопросов и ответов или обсудить другую тему.
  3. Контролируйте время, сообщайте участвующим в заседании или выступлении о том, что отведенное им время заканчивается.

Личные стандарты

Осознанно управляйте уровнем своей энергии, избегая соблазна переесть или недоспать накануне выступления. Держите себя в хорошей физической форме. Следите за состоянием своего здоровья.

Одежда

  1. Избегайте контрастных цветов, не одевайтесь во все черное или белое.
  2. Носите удобную, свободную одежду.
  3. Если вам трудно принять решение, наденьте что-нибудь «скучное» — по крайней мере ваша одежда не будет отвлекать от того, что вы говорите.


Oлег Влaдимиpович Eвтиxoв - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития Института педагогики, психологии и социологии Cибирского федерального университета (CФУ)

Комментариев нет:

Отправить комментарий