пятница, 12 ноября 2010 г.

ВЗРОСЛЫЕ ИГРЫ В БИЗНЕС-ПЕСОЧНИЦЕ

Годы проходят, масштаб меняется, но правила часто остаются прежними. И главное, отдавать себе в этом отчет. Заблуждения могут выйти боком.

“Действительно, бизнес – это, в принципе, игра, - считает генеральный директор тренингово-консалтинговой компании “Мобиле” Марина Тарасенко. - Игровое начало должно обязательно присутствовать у каждого бизнесмена. Я практически не встречала людей, которые относились бы к бизнесу хотя бы без малой игровой толики”.

Кстати, некоторые специалисты считают, что успешный бизнесмен должен помимо всего прочего уметь смотреть вперед и прогнозировать, чтобы снизить риск, стремиться к новому, уметь вовремя остановится и уметь обоснованно рисковать, а так же желать познавать новое. Посмотрите, ведь все перечисленное как раз и относится к человеку-игроку и к игровым ситуациям.

Однако руководитель инвестиционно-строительной группы “Балтекс” Алексей Новик не склонен рассматривать бизнес, как игру в чистом виде: “Конечно, существуют игровые моменты. Но они выстраиваются и планируются заранее. Формируется что-то типа домашней заготовки под то или иное развитее событий. Риски, которые возможны в игре, не допустимы в бизнесе.

С другой стороны, для того, чтобы человек работал с полной отдачей, ему должно быть интересно то, что он делает. Впереди должен быть результат. Процесс ради процесса неинтересен. Но это, еще раз повторяю, не должно быть абсолютной игрой. Это бизнес с игровыми элементами”.

В связи с этим, возникает вопрос: должно ли присутствовать игровое начало у сотрудников компании? Однозначного мнения не существует. Наверное, секретарь компании все таки должен быть предсказуем и не играть на рабочем месте. С другой стороны, менеджеры по продажам так или иначе постоянно задействованы в игровых ситуациях. Торг по цене – что это, если не игра? Презентация товара или услуги тоже связана с игровыми моментами. Не говоря уже о творческих профессиях рекламиста или дизайнера.

В любом случае, у работника существует несколько этапов деятельности. На первом присутствует рост неподдельного интереса к происходящему, происходит установление взаимодействия с коллегами, определение наиболее эффективных путей деятельности.

После этого наступает адаптация и стабилизация. Далее может начать происходить снижение интереса к процессу. Руководитель компании должен учитывать данную схему, и в момент, когда интерес начинает затухать, чем-то его стимулировать.

Между прочим можно сравнить бизнес и со спортивными играми. “Я долгое время занимался водным поло и, безусловно, наблюдаю параллели между схемами, которые использовались в игровом поле и в деловой сфере, - подтверждает это Алексей Новик (мастер спорта по водному поло). Правда, часто схожесть ситуаций обнаруживаешь уже после того, как прошло какое-либо мероприятие. То есть, во время событий действуешь подсознательно, используя прошлые игровые навыки на автомате, они превратились в своеобразную “мышечную память”.

Действительно, вряд ли стоит отметать те игровые навыки, которые были приобретены во время спортивного прошлого на игровых полях. Наоборот, Алексей считает, что те бизнесмены, которые прошли школу командного игрового спорта во многом имеют преимущества перед остальными: “Во-первых, они более сильны в стратегии – у команды больше вариантов достижения победы. Во-вторых, можно говорить об умении работать в команде, когда не все зависит только от тебя. Коме того, необходимо сказать и о дисциплине. Наплевательское отношение одного игрока моментально сказывается на результатах всей команды. И естественно, игра в поле расширяет поле зрения. Ты вынужден постоянно анализировать и просчитывать ситуацию, думать на опережение”.

Возвращаемся в детство

Вновь вернемся к детским воспоминаниям. Существует психологическая теория транзактного анализа, согласно которой человек взаимодействует с окружающим миром с позиции взрослого, родителя и ребенка. Так вот, именно в состоянии ребенка мы наиболее активно развиваемся, узнаем новое и совершаем нестандартные поступки. Мы выстраиваем собственные правила игры, постигаем чужие, многократно повторяем что-то, чтобы приобрести определенные навыки. И у большинства бизнесменов, с точки зрения психологов, данное детское начало выражено очень сильно.

“Дети в игре получают опыт, они переживают в ней неприятности, радости. В бизнесе, по сути, работает та же мотивация: получить опыт, научиться что-то делать, получать удовольствие, или разрешать негативные ситуации, - поясняет Марина Тарасенко. - Это и есть игровой момент. Без него пропадает интерес к тому, чем человек занимается. Как только бизнесмен начинает выступать с позиции родителя или взрослого, как только он заявляет себе и окружающим, что он уже все знает и все попробовал, то он немедленно попадает в кризис. Родитель знает, как надо, а ребенок знает, чего он хочет. Позиция: хочу и могу дает гораздо больше возможностей для движения вперед”.

Основное отличие от детской игры – это возможность отработки знаний и умений на более серьезных моделях. “Вот в этом-то – главная разница. – подключается к обсуждению Алексей Новик. - Конечно в игре новые навыки и знания закрепляются гораздо быстрее эффективнее. Однако одно дело – обучение, другое – реальный бизнес”.

Кстати, наверное отчасти можно сравнить детское поведение и поведение уже взрослого человека. Некоторые не доиграли в детстве и теперь восполняют этот пробел всеми силами. Можно предположить, что люди что-то недополучившие в детском возрасте, становятся более успешными в бизнесе за счет того, что хотят это добрать. Их мотивация будет более сильной, чем у успешных детей, так как у них есть цель. Да и низкая самооценка может дать больше шансов для дальнейшего активного развития.

Интересно, а можно ли сравнить разрушение бизнеса с ломанием игрушек. Пожалуй, да. Дело в том, что в игре очень важен процесс. Если процесс перестает приносить радость, то ребенок вполне может забросить игрушку в угол или просто ее сломать. Бизнесмен вполне может поступить так же. Есть более интересные и перспективные варианты: подарить (продать) игрушку, обменяться (нанять управляющего) и так далее.

Не хочу я наган, а хочу барабан

Любая игра сопровождается соответствующим оформлением: нужны машинки, солдатики, домики для Барби. Всем этим нужно обязательно хвастаться, а потом просить у родителей новую игрушку, потому что у соседа Пети машинка не простая, а заводная. Не правда ли, что-то напоминает? Так и есть, это имидж и стильные штучки, которые его создают. Мы с приятелем-бизнесменом посчитали во что обходятся сегодня “игрушки” бизнесмену средней руки. Считали по-минимуму. Стрижка: 500–1000 рублей. Часы: $2000–5 000. Костюм: $ 1500–3000. Ботинки: $300–400. Машина: $ 30 000–40 000. Ах да, еще же нужно правильную “песочницу” выбрать, то есть посещать определенные мероприятия в определенных (кем не понятно) местах, входить в “тусовку”.

Правда, бывает, что взрослые дяди заигрываются в свои игрушки. Тут-то и бизнесу может прийти конец. Владелец одной компании ездит на очень дорогой машине, встречи он проводят в супердорогих ресторанах. Но при этом многие вокруг знают внутреннюю “кухню” организации, где сотрудники месяцами не получают зарплату. Безусловно, внешние эффекты на кого-то произведут сильное впечатление, однако при более глубоком изучении предмета потенциальные партнеры вряд ли пойдут на подписание серьезного контракта: а вдруг в самый неподходящий момент все его работники начнут бастовать или просто уволятся. Так что, в данном случае с игрушками все в полном порядке, но вот деловой момент вызывает сомнение.

Меняем маски

Игра часто связана с использованием масок и костюмов. Эту игру мы переносим из детства. И часто продолжаем играть в нее даже не отдавая себе в этом отчет.

Чтобы лучше понять, о чем я говорю, представьте, что вы находитесь в театральной костюмерной. Там стоит большой сундук с масками и костюмами различных персонажей. Достаньте оттуда маску и костюм, которые подходят какому-нибудь вашему знакомому. Иногда получается так, что они относятся к разным персонажам. Скажем, один бизнесмен перед своими сотрудниками носил маску упрямого барашка, а костюм — серого старичка. Это говорит само за себя: упертый, как баран, и лишенный энергии, как старик (интересно, что человеку при этом было чуть более тридцати лет).

А еще можете представить вашего собеседника в виде какого-нибудь героя или животного. Теперь сможете с достаточной долей вероятности спрогнозировать его поступки и действия.

Проведя оба эксперимент, вы уже будете знать, чего можно ожидать от человека. Скажем, понятно, что возражать “барану” практически невозможно, как и агитировать за нововведения “старичка”. Кроме того, можно с некоторой долей уверенности предположить, как себя поведет гражданин, похожий на лису или колобка.

В вышеперечисленные игры с “переодеванием” люди чаще всего играют бессознательно. Однако некоторые бизнесмены успешно пользуются масками и меняют их с поразительной ловкостью.

Подтверждает это и Алексей Новик: “Безусловно, каждый человек постоянно меняет маски в зависимости от ситуации: с подчиненными – он один, с клиентами – другой, с партнерами – третий. К сожалению, часто человек не успевает за переменой аудитории, не успевает переключиться. Если бизнесмен умеет это делать во время, в нужный момент, то ему можно только поаплодировать”.

Можно привести пример бизнесмена, который играет в компании роль этакого рубахи-парня. Ролей бывает очень много, но эта уж больно колоритна.

В фирме под руководством такого предпринимателя все сотрудники — друзья и приятели, обращаются друг к другу исключительно на “ты”. Начальник является инициатором совместных посиделок и корпоративных мероприятий. В его кабинет можно заходить без стука и разговаривать на любую тему. Рубаха-парень готов одобрить любой, даже самый авантюрный проект.

Подобное поведение можно объяснить тем или иными комплексами, присущими начальнику. А возможно, ему нравится роль большого брата или отца народов. Такой владелец никогда не следит за дисциплиной, сам приходит и уходит когда пожелает. Правда, время от времени рубаха-парень теряет терпение и делает сотрудникам выговор, но обращать на это внимание не стоит: он быстро отходит и не держит зла.

К сожалению, несмотря на комфортность обстановки и расслабляющую атмосферу в фирме данный тип руководства имеет и отрицательные стороны. С таким партнером очень трудно решать рабочие вопросы, потому что для этого надо перевести общение в деловую сферу, а к этому в компании никто не привык.

Кроме того, получить от рубахи-парня своевременный платеж практически невозможно, так как педантичностью в отношении денег начальник не отличается. Да, он готов платить за вас в ресторане, подвозить домой на такси и оплачивать походы в сауну. Но разговоры о выполнении обязательств вызывают у него недоумение: “Мы же друзья! Что ты все о деньгах говоришь!”. Сотрудникам зарплата иногда может не выплачиваться и вовсе, так как все средства ушли на оплату корпоративной вечеринки — рубаха-парень живет беззаботно, легко, не задумываясь о завтрашнем дне. Так что обижаться на него бесполезно.

Сотрудники у такого руководителя не отличаются обязательностью и добросовестностью, долго корпеть над проектом не принято, а засиживаться на работе допоздна — подозрительно.

Хотите веселой и беззаботной жизни — ищите себе начальника или партнера с качествами рубахи-парня. Вам не придется воевать с ним или подлаживаться под него. Только настройтесь заранее на застольный марафон и не рассчитывайте на серьезный карьерный рост или долгую работу в данной фирме. Праздник рано или поздно заканчивается.

Тренинг – взрослая игра

Между прочим, популярные ныне разнообразные тренинги – это фактически обращение к детскому состоянию, к состоянию игры. Отличие в том, что в процессе тренинговой работы происходит многократное переключение: от ребенка к взрослому (во время анализа ситуации) затем к родителю. Однако состояние ребенка усиливается многократно.

“Именно поэтому и идет многократный приток энергии – игры помогают, поясняет Марина Тарасенко. - Ребенок получает опыт во время игр. Так же и взрослый человек входя в стояние ребенка, нарабатывает новые знания и умения, новый опыт”.

На тренингах даются игровые неожиданные ситуации, которые заставляют выйти человека из схематичного уже наработанного поведения и он начинает выдавать нестандартные решения.

Кстати, не обязательно идти на тренинг. Можно поиграть и самому с собой. Скажем перед переговорами можно проиграть, то как вы будете себя вести. Какими нам хотелось бы быть на переговорах, каким должен быть наш настрой и что для этого можно сделать? Кстати, у женщин в этом плане масса ресурсов – войти в состояние игры, роли, причем как деловой, так и легкомысленной – и то и другое возможно для женщины одновременно.

Так или иначе, как сказал классик, вся жизнь - игра. И бизнес, как ее часть, не является уж очень большим исключением.

Мы все – в игре. Кто-то осознает это. Кто-то пребывает в неведении.

Кто-то играет в бизнес. Кто-то – в любовь. Кто-то – в войну. Кто-то – в политику.

Некоторые делают это серьезно, вдумчиво. Некоторые шутя. Устают, изматываются, но продолжают игру.

Надо выиграть. Правда, все не могут быть победителями, но очень хочется. Поэтому мы даже проигрывая, все начинаем сначала. Как в компьютерной игрушке, где очень хочется пройти все уровни и дойти до цели. Какой? Пока не дойдешь не узнаешь.

Щелк, щелк по “мышке”. Прыг, прыг с уровня на уровень. Через ловушки и западни. Что там у вас? Стратегия? А у меня “стрелялка”. Что ж встретимся в конце миссии.

А пока жми: ENTER. И вперед. Время пошло…

Серов Андрей

Комментариев нет:

Отправить комментарий